Обзор изменений законодательства:

О внешней администрации по управлению организацией

19 апреля 2022

В Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О внешней администрации по управлению организацией» (зарегистрирован под номером 104796-8 в СОЗД 12 апреля 2022 года).

Законопроектом предложен механизм назначения внешней администрации по управлению организациями, которые решили уйти с российского рынка по политическим причинам,  без очевидных экономических причин. Согласно пояснительной записке к законопроекту такой механизм устанавливается в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, в том числе обеспечения безопасности государства и финансовой стабильности, а также прав и законных интересов организаций, кредиторов, работников и общества.

Обратите внимание: в случае принятия законопроект будет иметь обратную силу и применяться также в отношении действий, совершенных до его вступления в силу (ч. 2 ст. 15 законопроекта).

Компании, которые подпадают под действие законопроекта

Согласно ч. 3 ст. 1 законопроекта внешняя администрация может быть назначена в отношении организации, которая соответствует одновременно двум критериям:

  1. иностранное лицо (иностранные лица, в т.ч. несколько лиц, не аффилированных друг с другом), которое связано с иностранным государством, совершающим в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, и является контролирующим организацию лицом либо владеет в совокупности прямо или косвенно не менее чем 25% голосующих акций организации (долей в уставном капитале организации);
  2. организация имеет существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации.

Признаки отнесения компании к организации, имеющей существенное значение, названы в ч.6 ст. 1 законопроекта:

  • производство, переработка и/или реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), которые относятся к социально значимым продовольственным и иным товарам первой необходимости или в отношении которых законодательством РФ предусмотрена возможность государственного регулирования цен;
  • производство, переработка и/или реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в условиях естественной монополии и/или доминирующее положение организации на рынке;
  • организация является единственным производителем определенных видов продукции (в том числе лекарственных препаратов или медицинских изделий) либо единственным поставщиком продукции, не имеющей российских аналогов;
  • численность работников организации составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта;
  • прекращение деятельности (нарушение функционирования) организации (ее структурных подразделений) может повлечь за собой техногенные и/или экологические катастрофы либо гибель людей, прекращение эксплуатации объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, объектов энергетики, промышленности или связи, а также иных социально значимых объектов;
  • прекращение деятельности (нарушение функционирования) организации (ее структурных подразделений) может приводить к дестабилизации, необоснованному увеличению розничных цен для потребителей в Российской Федерации или в отдельном субъекте Российской Федерации на производимые организацией товары или товары иных организаций;
  • организация участвует в цепочке значимых производств и прекращение деятельности (нарушение функционирования) организации (ее структурных подразделений) может привести к прекращению деятельности (нарушению функционирования) иных организаций, имеющих существенное значение.

Законопроект предусматривает, что в порядке исключения по решению Межведомственной комиссии, специально созданной при Минэкономразвития России (далее ‒ Межведомственная комиссия), организация может быть признана имеющей существенное значение и вне зависимости от наличия вышеперечисленных признаков.

Основания для назначения внешней администрации

Согласно ч. 8 ст. 1 законопроекта основаниями назначения внешней администрации могут являться (достаточно одного из нижеперечисленных оснований):

  1. управление деятельностью организации ее органами управления (включая руководителя) и/или акционерами/участниками организации фактически прекращено в нарушение требований российского законодательства.

Например, если указанные лица после 24 февраля 2022 года:

  • покинули территорию Российской Федерации, уклонившись от осуществления своих полномочий и оставив организацию без управления вопреки ее интересам;
  • совершили действия (бездействие), повлекшие существенное уменьшение стоимости имущества организации и/или неспособность организации исполнять свои обязательства;
  • совершили действия (бездействие), повлекшие прекращение деятельности организации с нарушением требований российского законодательства.
  1. органы управления (включая руководителя) и/или акционерами/участниками организации совершают действия, которые могут привести к необоснованному прекращению деятельности, ликвидации или банкротству организации, причинению ущерба организации.

Например, если указанные лица после 24 февраля 2022 года:

  • публично заявили о прекращении деятельности организации в отсутствие для этого очевидных экономических оснований;
  • расторгли договоры организации, имеющие существенное значение для осуществления ее деятельности, или
  • уведомили более чем одну треть работников о сокращении численности или штата работников организации.
  1. деятельность организации прекращена (функционирование нарушено) или приостановлена полностью/частично и/или существенно уменьшился объем производства и продажи продукции, товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Например, сократилась выручка от реализации за 3 полных месяца не менее чем на 30% по сравнению с предшествующими 3 месяцами и/или таким показателем за аналогичный период предшествующего года;

  1. продолжение деятельности организации без введения внешней администрации создает угрозу прекращения/приостановления/уменьшения объема производства (в т.ч. и в отношении существенно значимых организаций);
  2. устранение оснований для назначения внешней администрации в случае прекращения/приостановления/уменьшения объема производства и угрозе таких последствий, может потребовать расходования средств бюджета Российской Федерации и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.

Порядок назначения внешней администрации

Законопроект предусматривает следующий алгоритм действий при назначении внешней администрации (статьи 2 — 4 законопроекта).

  1. Обращение с предложением о введении внешней администрации в Межведомственную комиссию.

С подобным обращением могут выступить:

  • руководитель федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность организация;
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в котором зарегистрирована или на территории которого осуществляет деятельность организация.

Обращение должно содержать (а) материалы, подтверждающие соответствие организации критериям, предусмотренным законопроектом, и наличие оснований для назначения внешней администрации, (б) предложения в отношении мероприятий, направленных на устранение обстоятельств, являющихся основанием для назначения внешней администрации, (в) предложение в отношении организации, которую предлагается назначить в качестве внешней администрации.

  1. Принятие Межведомственной комиссией решения о подаче заявления о назначении внешней администрации по итогам рассмотрения обращения уполномоченных лиц.
  2. Подача заявления о назначении внешней администрации в Арбитражный суд города Москвы (далее ‒ суд). Уполномоченным органом на подачу указанного заявления является ФНС России. К заявлению может быть приложено ходатайство о применении обеспечительных мер, в том числе в виде запрета на:
  • совершение сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества организации (за исключением сделок в процессе обычной хозяйственной деятельности);
  • увольнение работников организации по инициативе работодателя;
  • расторжение договоров организации, имеющих существенное значение для осуществления деятельности организации;
  • распоряжение акциями (долями в уставном капитале) организации.
  1. Рассмотрение судом заявления о назначении внешней администрации и принятие решения по итогам рассмотрения такого заявления. Законопроект предусматривает кратчайшие сроки, а именно:
  • вопрос о принятии заявления о назначении внешней администрации к производству решается судом в день поступления такого заявления;
  • заявление о назначении внешней администрации подлежит рассмотрению судом не ранее чем через 5 рабочих дней и не позднее чем через 7 рабочих дней со дня его принятия судом (предварительное судебное заседание не проводится).

Суд отказывает в назначении внешней администрации в случае, если:

  • руководитель или участники (акционеры) организации, владеющие (каждый в отдельности или в совокупности) более чем 50% голосующих акций (долей в уставном капитале) организации, принимают на себя обязательства по возобновлению и/или продолжению деятельности организации на территории Российской Федерации;
  • указанными лицами в суд подано ходатайство об отказе в назначении внешней администрации в связи с принятием на себя соответствующих обязательств;
  • в суд представлены доказательства реальности намерений устранить обстоятельства, послужившие основанием для подачи заявления о назначении внешней администрации.

Суд принимает решение о назначении внешней администрации в случае, если:

  • отсутствует ходатайство, поданное руководителем или участниками (акционерами) организации, о принятии обязательств по возобновлению и/или продолжению деятельности организации на территории Российской Федерации или суд отказал в удовлетворении такого ходатайства;
  • представлены доказательства соответствия организации установленным критериям и наличия оснований для назначения внешней администрации, предусмотренных законопроектом.

Решение о назначении внешней администрации принимается на срок до 18 месяцев (с последующим, при необходимости, продлением еще на 18 месяцев) и может предусматривать следующие виды полномочий внешней администрации:

  • передачу в доверительное управление внешней администрации всех или части акций (долей в уставном капитале) организации;
  • передачу внешней администрации полномочий руководителя организации.

В качестве внешней администрации назначается Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ или иная организация, определенная решением Межведомственной комиссии. При этом расходы, понесенные внешней администрацией, и ее вознаграждение возмещаются за счет средств организации (детальный порядок устанавливается Правительством РФ).

Законопроект предусматривает и другие существенные положения в части урегулирования статуса внешней администрации и порядка ее работы. Среди этих положений:

  • основания и порядок досрочного прекращения полномочий внешней администрации (ст. 5 законопроекта);
  • право перехода от вида полномочий по доверительному управлению акциями (долями) к виду полномочий по осуществлению полномочий руководителя организации, а также порядок такого перехода (ст. 6);
  • особенности назначения внешней администрации с передачей в доверительное управление акций (долей в уставном капитале) организации (ст. 7);
  • особенности назначения внешней администрации с передачей полномочий руководителя организации (ст. 8);
  • возможность замены в судебном порядке назначенной организации в качестве внешней администрации на иную организацию при наличии соответствующих оснований и по решению Межведомственной комиссии;
  • рассмотрение судами споров (включая обжалование принятых решений) в рамках применения законопроекта (ст. 14).

Решения по итогам работы внешней администрации

Переход к принудительной ликвидации организации (а если она имеет признаки банкротства ‒ возбуждение дела о банкротстве) возможно реализовать только по итогам работы внешней администрации, которой переданы полномочия руководителя организации (ст. 12 законопроекта).

Если суд примет решение о принудительной ликвидации организации или о признании организации банкротом, то функции соответственно ликвидатора или конкурсного управляющего возлагаются судом на внешнюю администрацию с продлением ее полномочий на период ликвидации или конкурсного производства. Ликвидация организации и конкурсное производство в отношении организации осуществляются в порядке и в соответствии с процедурами, предусмотренными Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для конкурсного производства, а также в соответствии с особенностями, установленными законопроектом. Иные процедуры банкротства, помимо конкурсного производства и в том числе наблюдение, не применяются.

Законопроект предусматривает, что в отношении организации может быть проведено замещение активов путем реорганизации в форме выделения (статьи 9 и 11):

  • единственным участником общества, созданного в результате замещения активов, является реорганизуемое общество (организация, в отношении которой назначена внешняя администрация);
  • созданному обществу в порядке универсального правопреемства передается все имущество (в том числе имущественные права) организации, а также все обязательства, кроме обязательств перед заинтересованными или аффилированными с организацией лицами;
  • величина уставного капитала создаваемого общества равна ликвидационной стоимости переданного ему имущества и имущественных прав (по результатам проведения оценки имущества).

Согласно ст. 13 законопроекта акции (доли) созданного общества продаются на торгах по правилам Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом ряда особенностей, предусмотренных законопроектом. Так, организация, выполнявшая функции внешней администрации, имеет преимущественное право приобретения акций (долей) по цене, предложенной победителем торгов. Если акции (доли) не были проданы на торгах по минимальной цене продажи, они приобретаются Российской Федерацией по указанной цене. Правительство РФ вправе установить иной порядок определения условий торгов, отличный от установленного законопроектом.

Законопроект предусматривает и другие положения, существенные для принятия решения о ликвидации организации, возбуждении дела о банкротстве и проведении замещения активов —  например:

  • порядок принятия Межведомственной комиссией решения о судьбе организации и обращения в суд;
  • функции внешней администрации в качестве ликвидатора;
  • функции внешней администрации при принятии решения о проведении замещения активов организации;
  • требования к формированию реестра требований кредиторов;
  • необходимость инвентаризации имущества организации и его оценки.

* * *

Этот обзор не является исчерпывающим описанием всех положений законопроекта, не представляет собой юридическое заключение по изложенным в нем вопросам, не заменяет и не может заменять необходимость получения юридической консультации в конкретной практической ситуации.

Эксперты Правового департамента компании Юникон всегда рады оказать вам помощь в части разъяснения новых положений законодательства и поддержку в их применении на практике.


Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консалтинга

Запросить консультацию