Изменения в антимонопольном законодательстве
24 января 2025
28 декабря 2024 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 539-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»» (далее — Закон № 539-ФЗ), который вступит в силу 1 сентября 2025 г.
Большинство изменений, внесенных в Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. (далее — Закон о конкуренции), носят технический характер.
Но одно из них является существенным и его стоит рассмотреть подробно. Оно касается ст. 29 Закона о конкуренции, которая посвящена антимонопольному контролю за сделками с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций.
- Основные положения ст. 29 Закона о конкуренции
Суть этой статьи сводится к тому, что сделки любых хозяйствующих субъектов с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении таких организаций совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа, которым в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба РФ. Установлены определенные критерии, при наличии которых получение такого согласия обязательно:
- критерий вида сделки и (или) превышения пороговых величин (например, приобретение более 25% голосующих акций финансовой организации; приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организацией или осуществлять функции ее исполнительного органа),
- критерий превышения балансовой стоимости активов финансовой организации, пороговая величина которой установлена Правительством РФ по согласованию с Банком России (в ряде случаев — без согласования).
Кроме того, в ст. 29 Закона о конкуренции установлен ряд исключений, когда предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок не требуется. Например, если сделки осуществляются лицами, входящими в одну группу по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о конкуренции.
- Суть вносимых изменений в ст. 29 Закона о конкуренции
Закон № 539-ФЗ дополняет статью новым пунктом 1.1, где определяется круг субъектов, совершающих сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении таких организаций, подлежащие антимонопольному контролю.
В частности, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, приобретающей акции (доли), активы и (или) права в отношении:
- иной финансовой организации того же вида
- или входящей в одну группу с лицом, приобретающим акции (доли), активы и (или) права в отношении иной финансовой организации того же вида, что и входящая с ним в одну группу,
превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с Банком России (для финансовой организации, не поднадзорной Банку России, такая величина устанавливается Правительством РФ), сделки с акциями (долями), активами финансовой организации или правами в её отношении, указанные в ч. 1 ст. 29 Закона о конкуренции, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.
С точки зрения юридической техники, указанная выше норма сформулирована неудачно, так как допускает несколько вариантов толкования. Мы полагаем, что речь идет о двух ситуациях.
Ситуация № 1: финансовая организация приобретает акции (доли) активы и (или) права в отношении иной финансовой организации того же вида — например, банк приобретает акции другого банка.
Ситуация № 2: любая организация приобретает акции (доли) активы и (или) права в отношении финансовой организации, при этом в группу лиц организации-покупателя входит финансовая организация того же вида, что и финансовая организация, являющаяся объектом сделки. Например, нефтяная компания, в группу лиц которой входит банк, приобретает акции иного банка.
Соответственно, в первом случае критерий балансовой стоимости активов применяется к финансовой организации-приобретателю, а во втором — к финансовой организации, входящей в одну группу лиц с приобретателем.
Полагаем, что в отношении данной нормы требуются официальные разъяснения для единообразного понимания ее смысла и правильного применения.
Следующая новая норма Закона о конкуренции тоже не совсем удачно сформулирована с точки зрения юридической техники. Звучит она так:
«Если в одну группу лиц с финансовой организацией, приобретающей акции (доли), активы и (или) права в отношении иной финансовой организации того же вида или входящей в одну группу с лицом, приобретающим акции (доли), активы и (или) права в отношении иной финансовой организации того же вида, что и входящая с ним в одну группу лиц, входит иная финансовая организация (иные финансовые организации) того же вида, то предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление сделок требуется, если суммарная стоимость активов по последнему балансу финансовых организаций одного вида, входящих в одну группу лиц, превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с Банком России (для финансовых организаций, не поднадзорных Банку России, такая величина устанавливается Правительством РФ)».
Мы считаем, что речь идет о ситуациях, которые можно проиллюстрировать следующими примерами.
Пример № 1: банк приобретает акции другого банка, при этом в группу лиц банка-покупателя входят один или несколько банков.
Пример № 2: нефинансовая организация, в группу лиц которой входят несколько банков, приобретает акции другого банка.
Соответственно, в первом примере критерий суммарной балансовой стоимости активов применяется к банку и входящим с ним в одну группу лиц иным банкам, а во втором — к банкам, входящим в одну группу лиц с приобретателем (в нашем примере это нефинансовая организация).
По нашему мнению, в отношении этой нормы также требуются официальные разъяснения.
Кроме того, в Законе № 539-ФЗ уточнено, что вид финансовой организации определяется согласно перечню, указанному в п. 6 ст. Закона о конкуренции, с учетом видов деятельности, предусмотренных федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций.
Упомянутые нами в начале обзора исключения, для которых предварительного согласия на совершение соответствующих сделок не требуется, распространяются и на новые положения Закона о конкуренции (т.е. на новый п. 1.1 ст. 29).
Выводы
Мы отмечаем диверсификацию антимонопольного контроля за сделками с акциями (долями), активами и (или) правами в отношении финансовых организаций. Сделки, где приобретателем выступает финансовая организация или иная организация, в группу лиц которой входят финансовые организации, теперь выделяются в отдельную категорию.
Ну а Правительству России предстоит установить к 1 сентября 2025 г. соответствующие величины стоимости активов (суммарной стоимости активов) финансовых организаций. Насколько нам известно, проект соответствующего нормативного акта уже существует.
* * *
Данный обзор не является исчерпывающим описанием положений Закона № 539-ФЗ, не представляет собой юридическое заключение по его содержанию, не отменяет необходимость получения юридической консультации в конкретной практической ситуации.
Эксперты правового департамента компании Юникон всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения положений законодательства и поддержку в их применении.
Узнайте больше о наших услугах правового и налогового консультирования
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.