Изменения в антимонопольном законодательстве
18 октября 2024
14 сентября 2024 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 344 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее — Закон № 344), который вступит в силу 1 марта 2025 г.
Закон № 344 вносит ряд изменений в Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. (далее — Закон о конкуренции), который является базовым нормативным актом в сфере российского антимонопольного законодательства. Мы рассмотрим их в этом обзоре.
Изменение в определениях монопольно высокой и монопольно низкой цены
- Из этих определений исключены уточнения, касающиеся товарных рынков. Отныне монопольно высокие цены и монопольно низкие цены сопоставляются не с рыночными ценами товаров в привязке к товарному рынку РФ или зарубежных стран, а вообще с ценами на существующих товарных рынках, без географической привязки. Мы полагаем, что данная поправка носит скорее технический характер.
Согласно Закону о конкуренции, цена товара, установленная на бирже, в ряде случаев не признается монопольно высокой.
Один из случаев касается объема продаваемого на бирже товара, производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (далее — Доминирующий субъект). Законом № 344 внесено дополнение: теперь речь будет идти не только о самом Доминирующем субъекте, но и о лицах, входящих с ним в одну группу, и (или) участниках биржевых торгов, действующих в интересах и за счет Доминирующего субъекта или лиц, входящих с ним в одну группу.
Еще один случай касается сделок, которые заключаются Доминирующим субъектом на соответствующем товарном рынке в ходе биржевых торгов. Внесенная Законом № 344 поправка аналогична предыдущей. Теперь речь идет о сделках, заключаемых в ходе биржевых торгов не только самим Доминирующим субъектом, но и лицами, входящими с ним в одну группу, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет Доминирующего субъекта или указанных лиц.
Дополнение понятия «хозяйствующий субъект»
Это одно из ключевых понятий антимонопольного законодательства, так как хозяйствующие субъекты являются важным субъектом антимонопольного регулирования.
Поправка коснулась одного типа хозяйствующих субъектов — физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами, на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Закон № 344 дополняет это определение дополнительным самостоятельным субкритерием: физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но применяющее специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Уточнение запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов и организаций
Речь идет об ограничивающих конкуренцию актах и действиях (бездействии) со стороны:
- федеральных органов исполнительной власти;
- органов государственной власти субъектов РФ;
- органов местного самоуправления;
- иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных выше органов;
- организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- государственных внебюджетных фондов;
- Банка России.
В частности, запрещаются (за исключением случаев, предусмотренных Законом о конкуренции):
- непринятие указанными выше органами или организациями мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции;
- создание унитарного предприятия.
Теперь запрет, касающийся создания унитарного предприятия, несколько расширен, уточнен и будет распространяться на создание, в том числе путем реорганизации, унитарного предприятия и изменение видов его деятельности.
Иные поправки
Также поправки, вносимые Законом № 334, содержат технические уточнения относительно полномочий антимонопольного органа и направления им предостережений должностному лицу хозяйствующего субъекта.
Расширен и перечень нарушений Закона о конкуренции, в случае которых антимонопольный орган выдает предупреждения соответствующим лицам. В частности, речь идет о нарушении запретов, предусмотренных для хозяйствующего субъекта, владеющего цифровой платформой.
* * *
Данный обзор не является исчерпывающим описанием положений Закона № 344, не представляет собой юридическое заключение по изложенным в нем вопросам, не отменяет необходимость получения юридической консультации в конкретной практической ситуации.
Эксперты правового департамента компании Юникон всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения положений законодательства и поддержку в их применении.
Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консультирования
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.