Санкции ЕС против России в сфере международного гражданского процесса
19 декабря 2024
16 декабря 2024 г. Европейский совет утвердил 15-й пакет санкций против России и ряда иных государств. Определенный интерес представляют санкции в сфере международного гражданского процесса. Суть соответствующих санкций изложена в Постановлении Европейского совета № 2024/3192 от 16 декабря 2024 г.[1]
Отметим, что Европейский совет является высшим политическим органом Европейского союза (далее — ЕС), состоящим из глав государств и правительств государств — членов ЕС.
Основный смысл этого пакета санкций, насколько мы понимаем, состоит в следующем: в странах ЕС вводится запрет на признание и приведение в исполнение судебных актов, принятых российскими судами в соответствии или в связи с положениями ст. 248 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ) или иных аналогичных российских нормативных актов.
Ст. 248 АПК РФ устанавливает исключительную компетенцию российских арбитражных судов с участием иностранных лиц по некоторым видам дел, среди которых:
- споры, предметом которых являются недвижимое имущество, если оно находится на территории РФ, или права на него;
- споры, связанные с регистрацией, выдачей патентов или свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели либо регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, требующие регистрации или выдачи патента/свидетельства в РФ;
- споры, связанные с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории РФ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц.
Например, если иностранная компания намерена оспорить право собственности юридического лица (российского или иностранного) на расположенное в России здание, то с соответствующим иском она должна обращаться в российский арбитражный суд.
Как пример иных положений российского законодательства, аналогичных ст. 248 АПК РФ, можно рассмотреть ст. 248.1 и ст. 248.2 АПК РФ, включенные в АПК РФ в 2020 г. в качестве контрсанкционных мер.
В ст. 248.1 АПК РФ речь идет об исключительной компетенции российских арбитражных судов по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера (санкции). В качестве общего правила, из которого есть исключения, эта статья устанавливает исключительную компетенцию российских арбитражных судов:
- по спорам с участием лиц, в отношении которых введены санкции;
- по спорам одного российского или иностранного лица с другим российским или иностранным лицом, если основанием для таких споров являются санкции в отношении граждан РФ и российских юридических лиц.
Такие лица вправе обратиться в российский арбитражный суд как за разрешением спора по существу, так и с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами России (далее — Заявление).
По результатам рассмотрения Заявления российский арбитражный суд выносит определение. Он также вправе присудить в пользу заявителя денежную сумму, подлежащую взысканию с лица, в отношении которого вынесен запрет инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории России, в случае неисполнения им судебного акта. Размер подлежащей взысканию денежной суммы не должен превышать размера исковых требований, предъявленных в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории России, и понесенных стороной спора судебных расходов (ст. 248.2 АПК РФ).
После принятия 15-го пакета санкций российским компаниям следует иметь в виду, что судебные акты (например, решения, определения), принятые российскими арбитражными судами по описанным выше делам, не будут признаны и исполнены на территории ЕС. Очевидно, что по делам, предусмотренным ст. 248 АПК РФ и аналогичными положениями российского законодательства, в ЕС также не будут применяться:
- положения международных конвенций в области гражданского процесса (например, Гаагских конвенций), участниками которых являются Россия и страны ЕС;
- двухсторонние договоры о правовой помощи, заключенные между Россией и странами ЕС.
Можно ожидать, что в ответ на эти ограничительные меры ЕС в области международного гражданского процесса Россия примет зеркальные ограничительные меры в отношении стран — членов ЕС.
* * *
Эксперты правового департамента компании Юникон всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения положений российского законодательства и поддержку в их применении.
Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консультирования
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
[1] Постановление Европейского совета № 2024/3192 от 16 декабря 2024 г.; Регламент Совета (ЕС) 2024/3192 от 16 декабря 2024 года о внесении изменений в Регламент (ЕС) No 833/2014 об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине