Обзор изменений законодательства:

Санкции ЕС против России в сфере международного гражданского процесса

19 декабря 2024

16 декабря 2024 г. Европейский совет утвердил 15-й пакет санкций против России и ряда иных государств. Определенный интерес представляют санкции в сфере международного гражданского процесса. Суть соответствующих санкций изложена в Постановлении Европейского совета № 2024/3192 от 16 декабря 2024 г.[1]

Отметим, что Европейский совет является высшим политическим органом Европейского союза (далее — ЕС), состоящим из глав государств и правительств государств — членов ЕС.

Основный смысл этого пакета санкций, насколько мы понимаем, состоит в следующем: в странах ЕС вводится запрет на признание и приведение в исполнение судебных актов, принятых российскими судами в соответствии или в связи с положениями ст. 248 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ) или иных аналогичных российских нормативных актов.

Ст. 248 АПК РФ устанавливает исключительную компетенцию российских арбитражных судов с участием иностранных лиц по некоторым видам дел, среди которых:

  • споры, предметом которых являются недвижимое имущество, если оно находится на территории РФ, или права на него;
  • споры, связанные с регистрацией, выдачей патентов или свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели либо регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, требующие регистрации или выдачи патента/свидетельства в РФ;
  • споры, связанные с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории РФ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц.

Например, если иностранная компания намерена оспорить право собственности юридического лица (российского или иностранного) на расположенное в России здание, то с соответствующим иском она должна обращаться в российский арбитражный суд.

Как пример иных положений российского законодательства, аналогичных ст. 248 АПК РФ, можно рассмотреть ст. 248.1 и ст. 248.2 АПК РФ, включенные в АПК РФ в 2020 г. в качестве контрсанкционных мер.

В ст. 248.1 АПК РФ речь идет об исключительной компетенции российских арбитражных судов по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера (санкции). В качестве общего правила, из которого есть исключения, эта статья устанавливает исключительную компетенцию российских арбитражных судов:

  • по спорам с участием лиц, в отношении которых введены санкции;
  • по спорам одного российского или иностранного лица с другим российским или иностранным лицом, если основанием для таких споров являются санкции в отношении граждан РФ и российских юридических лиц.

Такие лица вправе обратиться в российский арбитражный суд как за разрешением спора по существу, так и с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами России (далее — Заявление).

По результатам рассмотрения Заявления российский арбитражный суд выносит определение. Он также вправе присудить в пользу заявителя денежную сумму, подлежащую взысканию с лица, в отношении которого вынесен запрет инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории России, в случае неисполнения им судебного акта. Размер подлежащей взысканию денежной суммы не должен превышать размера исковых требований, предъявленных в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории России, и понесенных стороной спора судебных расходов (ст. 248.2 АПК РФ).

После принятия 15-го пакета санкций российским компаниям следует иметь в виду, что судебные акты (например, решения, определения), принятые российскими арбитражными судами по описанным выше делам, не будут признаны и исполнены на территории ЕС. Очевидно, что по делам, предусмотренным ст. 248 АПК РФ и аналогичными положениями российского законодательства, в ЕС также не будут применяться:

  • положения международных конвенций в области гражданского процесса (например, Гаагских конвенций), участниками которых являются Россия и страны ЕС;
  • двухсторонние договоры о правовой помощи, заключенные между Россией и странами ЕС.

Можно ожидать, что в ответ на эти ограничительные меры ЕС в области международного гражданского процесса Россия примет зеркальные ограничительные меры в отношении стран — членов ЕС.

* * *

Эксперты правового департамента компании Юникон всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения положений российского законодательства и поддержку в их применении.

Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

[1] Постановление Европейского совета № 2024/3192 от 16 декабря 2024 г.; Регламент Совета (ЕС) 2024/3192 от 16 декабря 2024 года о внесении изменений в Регламент (ЕС) No 833/2014 об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине