Обзор изменений законодательства:

Налог на прибыль: законопроект принят в первом чтении

04 июля 2024

9 июля 2024 года Государственной Думой планируется рассмотрение во втором чтении законопроекта (далее — Законопроект), содержащего целый комплекс поправок[1], охватывающих как общие положения НК РФ, так и отдельные налоги, в том числе, НДФЛ, налог на прибыль, УСН.

Планируется, что основной объем поправок вступит в силу с 1 января 2025 года (ч. 1 ст. 6 Законопроекта). Мы уже рассматривали вопросы, связанные с поправками по НДФЛ, а сейчас рассмотрим основные вопросы по налогу на прибыль.

Налог на прибыль

Повышение налоговых ставок

Главное изменение в части налога на прибыль: повышение налоговой ставки на 5 пунктов в части налога, уплачиваемого в федеральный бюджет. Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, повышение налоговой ставки продиктовано принципом приоритетности налогообложения финансового результата и отказом от взимания с 1 января 2025 года «курсовых» экспортных пошлин, введенных постановлением Правительства РФ от 21.09.2023 № 1538.

По новым правилам, сумму налога нужно будет исчислять по ставке 25%. Из полученной общей суммы в федеральный бюджет будет зачисляться налог по ставке 8%, а начиная с 2031 года — 7% (подп. «а» п. 41 ст. 2 Законопроекта). Общая ставка для регионов останется прежней — 17%, с 2031 года — 18% (абз. 3 п. 1 ст. 284 НК РФ).

Платить налог по ставке 25% придется также компаниям — владельцам КИК (подп. «в» п. 41 ст. 2 Законопроекта). Российские налоговые агенты обязаны будут по новой ставке удерживать налог на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство (подп. «д» п. 41 ст. 2 Законопроекта).

Изменения коснутся не только общей ставки. Планируется, что в период 2025—2027 годов IT-компании будут исчислять налог по ставке 5% в части налога в федеральный бюджет, а в отношении налога в региональный бюджет будет действовать нулевая ставка (подп. «г» п. 41 ст. 2 Законопроекта). Сейчас IT-компании применяют нулевую ставку и на федеральном, и на региональном уровнях (п. 1.15 ст. 284 НК РФ). Фактически Законопроект предлагает вернуть модель налогообложения, существовавшую до 2022 года, когда IT-компании платили налог в федеральный бюджет по ставке 3%, а в региональный бюджет — по нулевой ставке. Только теперь налоговая нагрузка для них вырастет на 2 процентных пункта.

Федеральный инвестиционный вычет

Законопроект вводит новую статью 286.2 НК РФ, в которой закрепляет новый вид налогового вычета — федеральный инвестиционный налоговый вычет (п. 43 ст. 2 Законопроекта). Сейчас действует региональный инвестиционный налоговый вычет, позволяющий уменьшить сумму налога, уплачиваемого в доходную часть бюджета субъекта федерации (если в субъекте федерации принят соответствующий закон). Полагаем, что теперь, при наличии к тому оснований, к основным средствам и НМА, к которым применяется федеральный налоговый вычет, можно будет одновременно применять и инвестиционный налоговый вычет в части налога, уплачиваемого в бюджеты субъектов РФ (п. 42 ст. 2 Законопроекта).

Данный вычет подлежит применению только в отношении налога на прибыль, уплачиваемого в федеральный бюджет (п. 1 ст. 286.2 НК РФ). Налогоплательщик получит возможность уменьшить сумму налога на совокупную величину первоначальной стоимости основного средства и (или) НМА, и (или) на величину изменения первоначальной стоимости амортизируемого имущества в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения активов и по иным аналогичным основаниям (кроме расходов на частичную ликвидацию). Налог можно будет уменьшить не более чем на 50% таких расходов (п. 4 ст. 286.2 НК РФ).

Уменьшить налог на федеральный инвестиционный вычет налогоплательщик сможет в налоговом (отчетном) периоде, в котором будут введены в эксплуатацию объекты основных средств или НМА и (или) будет изменена их первоначальная стоимость. Важно отметить: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет после уменьшения, не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 3%, а начиная с 2031 года — 2% (п. 6 ст. 286.2 НК РФ).

Если сумма вычета превысит сумму налога за текущий налоговый период, налогоплательщик сможет перенести остаток вычета на последующие налоговые (отчетные) периоды — в пределах, определяемых Правительством РФ (п. 9 ст. 286.2 НК РФ).

При этом он не сможет учесть для целей налогообложения расходы на приобретение, создание, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, в отношении которых применит федеральный инвестиционный налоговый вычет (п. 40 ст. 2 Законопроекта), а также не сможет списать такие расходы через амортизацию (п. 35 ст. 2 Законопроекта).

Фактически федеральный инвестиционный налоговый вычет призван компенсировать повышение федеральной ставки на 5 пунктов и одновременно стимулировать налогоплательщиков к приобретению и (или) обновлению своих основных средств и НМА.

Федеральный инвестиционный налоговый вычет сможет применить не только налогоплательщик, непосредственно приобретающий и (или) обновляющий свое амортизируемое имущество, но и иной налогоплательщик, входящий с первым в одну группу. Такой иной налогоплательщик должен будет получить от первого налогоплательщика данные налогового учета и копии документов, подтверждающих величину понесенных расходов (п. 2 ст. 286.2 НК РФ).

Однако использовать такую «компенсацию» смогут не все. Конкретные категории налогоплательщиков, которые будут вправе применять федеральный инвестиционный налоговый вычет, категории объектов основных средств и НМА, на которые он распространяется, характеристики группы, в которую входят лица, применяющие вычет, порядок и условия его применения, порядок определения величины вычета будут установлены Правительством РФ (п. 3 ст. 286.2 НК РФ).

Также не смогут применять федеральный инвестиционный налоговый вычет следующие отдельные категории налогоплательщиков (п. 10 ст. 286.2 НК РФ):

  • иностранные организации — резиденты РФ;
  • участники соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
  • кредитные организации;
  • производители подакцизных товаров (за исключением отдельных категорий продукции).

Применение федерального инвестиционного налогового вычета будет сопряжено с некоторыми ограничениями. Так, компании не смогут применять амортизационную премию в отношении заявленных к вычету расходов и списывать их через амортизацию (п. 7 ст. 286.2 НК РФ).

Если же налогоплательщик реализует или по иным причинам (кроме ликвидации) утратит имущество, в отношении которого был применен федеральный инвестиционный налоговый вычет, до истечения срока полезного использования актива, он будет обязан заплатить в бюджет сумму налога, не уплаченную в связи с применением вычета, а также пени (п. 11 ст. 286.2 НК РФ). В этом случае он получит возможность уменьшить доходы от реализации на первоначальную стоимость актива. А вот уменьшить их в общем порядке, на остаточную стоимость амортизируемого имущества, не получится (п. 39 ст. 2 Законопроекта).

Для применения федерального инвестиционного налогового вычета организации потребуется закрепить его в своей учетной политике для целей налогообложения и установить в ней условия использования вычета — с учетом требований, установленных Правительством РФ (п. 8 ст. 286.2 НК РФ). Полагаем, что требование о закреплении вычета в учетной политике актуально для всех налогоплательщиков: как непосредственно приобретающих и (или) обновляющих амортизируемое имущество, так и для тех, кому право на вычет будет передано от другого участника группы.

Преференции в сфере ИИ, высоких технологий, НИОКР

Законопроект повышает с 1,5 до 2 значение коэффициента, который вправе применять налогоплательщик к расходам, относимым в состав первоначальной стоимости отдельных категорий амортизируемого имущества (п. 36 ст. 2 Законопроекта). Сюда относятся:

  • основные средства, включенные в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящиеся к сфере искусственного интеллекта;
  • основные средства, включенные в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утверждаемый Правительством РФ;
  • исключительные права на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и относящиеся к сфере искусственного интеллекта.

Воспользоваться новым коэффициентом (2 вместо 1,5) смогут и те налогоплательщики, которые приобретают на основании лицензионных и сублицензионных договоров права пользования программами для ЭВМ и базами данных, включенными в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и относящимися к сфере искусственного интеллекта (п. 38 ст. 2 Законопроекта).

Кроме того, с 1,5 до 2 повышен коэффициент, который налогоплательщик вправе применять в отношении расходов на НИОКР по перечню, утвержденному Правительством РФ (подп. «а» п. 37 ст. 2 Законопроекта).

Рекомендации к законопроекту

Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы указал, что при подготовке Законопроекта ко второму чтению целесообразно рассмотреть вопрос о реализации данного Президентом РФ в ходе пленарного заседания XXVII Петербургского международного экономического форума поручения о продлении для российских IT-компаний срока применения проектируемой нормы об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 5% — до 2030 года включительно.

Кроме того, по мнению названного комитета, следует обсудить размер налоговой ставки на этот период по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ (в Законопроекте на 2025—2027 годы данная ставка предложена в размере 0%).


Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

[1] Законопроект № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».