Обзор изменений законодательства:

В России разрешили майнинг цифровой валюты

06 сентября 2024

Федеральным законом от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 221-ФЗ) были внесены изменения, касающиеся регулирования цифровой валюты (криптовалюты) в РФ и цифровых финансовых активов.

Закон № 221-ФЗ вносит некоторые изменения в ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ), ФЗ от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Соответствующие изменения вступили в силу 19.08.2024, за исключением ст. 2, 3, п. 11 ст. 5 Закона № 221-ФЗ, которые вступают в силу с 01.11.2024.

Рассмотрим некоторые ключевые положения нового закона.

  1. Общие замечания

Следует иметь в виду, что, по нашему мнению, понятия «цифровые финансовые активы» и «цифровая валюта» не соотносятся между собой как целое и часть, а являются самостоятельными объектами правового регулирования.

Законом № 221-ФЗ разрешен майнинг цифровой валюты, а также обращение иностранных цифровых прав в РФ в качестве цифровых финансовых активов, но при выполнении определенных условий.

Кроме того, напомним, что с 11.03.2024 цифровыми финансовыми активами (но не цифровой валютой) можно рассчитываться по внешнеторговым контрактам между резидентами и нерезидентами, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, предоставление информации и результатов интеллектуальной деятельности.

  1. Введение новых понятий

Законом № 221-ФЗ введен ряд новых понятий, связанных с разрешением майнинга в России и иными законодательными изменениями. Наиболее важные из них рассмотрим ниже.

Согласно ст. 1 Закона № 221-ФЗ, майнингом цифровой валюты признается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию, в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, личным законом которых является российское право, вправе осуществлять майнинг цифровой валюты (в том числе участвовать в майнинг-пуле) с момента включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты. Физические лица — граждане Российской Федерации, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе осуществлять майнинг цифровой валюты (в том числе участвовать в майнинг-пуле) без включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, при условии, что потребляемая энергия при осуществлении такой деятельности не превышает лимитов энергопотребления, установленных Правительством РФ.

Законом № 221-ФЗ также определены лица, которые не вправе осуществлять майнинг цифровой валюты (в том числе в качестве участников майнинг-пула) — например, индивидуальные предприниматели, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики.

Правительство РФ по согласованию с Банком России вправе установить иные требования к деятельности лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в том числе участников майнинг-пула).

Лицо, осуществляющее майнинг цифровой валюты (в том числе участник майнинг-пула), в случае ее выпуска (получения) в результате майнинга обязано предоставить информацию о получении, а также об адресе-идентификаторе, включая адрес-идентификатор майнинг-пула, в уполномоченный орган, определенный Правительством РФ. Этим уполномоченным органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Майнинг-пулом признается объединение мощностей нескольких технических и программно-аппаратных средств, принадлежащих разным владельцам и используемых для целей майнинга цифровой валюты, в результате которого осуществляется распределение выпущенной (полученной) цифровой валюты между участниками майнинг-пула.

Лицом, организующим деятельность майнинг-пула, признается лицо, оказывающее участникам майнинг-пула услуги по объединению мощностей нескольких технических и программно-аппаратных средств, используемых для целей майнинга цифровой валюты, в результате которого таким лицом осуществляется распределение выпущенной (полученной) цифровой валюты между участниками майнинг-пула.

Майнинговой инфраструктурой признаются объекты, используемые для размещения технических и программно-аппаратных средств, применяемых для майнинга цифровой валюты, включая инженерно-техническое обеспечение (электроснабжение) и (или) указанные технические и программно-аппаратные средства.

Оператором майнинговой инфраструктуры признается лицо, оказывающее услуги по предоставлению майнинговой инфраструктуры для майнинга цифровой валюты.

Юридические лица, личным законом которых является российское право, и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, вправе осуществлять деятельность оператора майнинговой инфраструктуры с момента включения в реестр операторов майнинговой инфраструктуры, порядок включения в который и требования к операторам также регулируются Законом № 221-ФЗ.

Адресом-идентификатором признается уникальная последовательность символов, предназначенная для учета в информационной системе приходных и расходных операций с цифровой валютой.

  1. Иностранные цифровые права

Под иностранными цифровыми правами понимаются обязательственные и иные права, выпуск, учет и обращение которых осуществляются в информационной системе, организованной не в соответствии с российским правом, за исключением иностранных ценных бумаг, относящихся в соответствии с личным законом лица, обязанного по ним, к ценным бумагам.

Иностранные цифровые права допускаются к обращению в РФ в качестве цифровых финансовых активов, в том числе цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, если:

  • иностранные цифровые права квалифицированы в таком качестве оператором информационной системы, где осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;
  • иностранные цифровые права соответствуют требованиям части 2 или 6 статьи 1 Закона
    № 221-ФЗ, за исключением требования о наличии решения о выпуске таких активов, в том числе цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, и требований к их выпуску, учету и обращению, установленных Законом № 221-ФЗ.

Иностранные цифровые права не могут приобретаться физическими лицами — гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено нормативным актом Банка России.

Среди прочего вводится норма, согласно которой иностранный номинальный держатель цифровых финансовых активов осуществляет учет и переход прав на зачисленные ему цифровые финансовые активы, принадлежащие иным лицам, в соответствии со своим личным законом. Определение лица в качестве обладателя цифровых финансовых активов, реализующего в их отношении соответствующие права, если учет этих прав ведет иностранный номинальный держатель, осуществляется в соответствии с личным законом этого иностранного номинального держателя.

Цифровые финансовые активы могут быть зачислены иностранному номинальному держателю, соответствующему требованиям, установленным Банком России, для учета прав на цифровые финансовые активы, принадлежащие иным лицам, в интересах которых осуществляются учет и (или) распоряжение указанными активами.

Цифровые финансовые активы, зачисленные иностранному номинальному держателю, должны быть отдельно учтены в виде записей способами, установленными правилами информационной системы, где осуществляется выпуск таких активов.

Законом № 221-ФЗ предусмотрена обязанность иностранного номинального держателя цифровых финансовых активов предоставлять информацию о своих клиентах учитывающему эти активы оператору информационной системы, где осуществляется выпуск этих активов, в целях исполнения таким оператором требований законодательства РФ в порядке, сроки, составе и форме, которые установлены нормативным актом Банка России.

На цифровые финансовые активы, зачисленные иностранному номинальному держателю, не может быть обращено взыскание по его обязательствам.

  1. Регулирование решения о выпуске цифровых финансовых активов

Важным нововведением является норма, согласно которой решение о выпуске цифровых финансовых активов может содержать указание на возможность их приобретения только индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами, указанными в таком решении и (или) соответствующими критериям, установленным таким решением.

Законом № 221-ФЗ установлены условия, при соблюдении которых лицо, выпускающее цифровые финансовые активы, может не размещать решение об их выпуске в Интернете на своем сайте и на сайте оператора информационной системы, в которой осуществляется их выпуск. Например, если решение о выпуске цифровых финансовых активов адресовано определенному кругу лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами (при этом оператор информационной системы, где осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, должен обеспечить доступ к указанному решению Банку России, лицам, которые могут приобрести такие цифровые финансовые активы, и обладателям таких активов до полного исполнения обязательств эмитента цифровых финансовых активов перед их обладателями).

Если иное не предусмотрено законодательством, решение о выпуске цифровых финансовых активов составляется в электронной форме и должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя / единоличного исполнительного органа юридического лица, выпускающих цифровые финансовые активы, либо уполномоченных ими лиц.

  1. Оборот цифровой валюты

Вводится норма, согласно которой в России запрещается предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты. Кроме того, российские резиденты не вправе, за некоторыми исключениями, принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги.

Уполномоченный орган, определенный Правительством РФ, вправе по согласованию с Банком России в целях обеспечения финансовой стабильности РФ установить запрет и (или) ограничения на совершение сделок с цифровой валютой.

Правительство РФ в установленных им случаях и порядке вправе установить запрет на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях.

  1. Запрет рекламирования цифровой валюты, а также некоторых цифровых финансовых активов

В ст. 7 Закона № 38-ФЗ внесены изменения, согласно которым не допускается реклама:

  • цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты;
  • цифровых финансовых активов, которые могут быть приобретены только индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами, указанными в решении о выпуске цифровых финансовых активов и (или) соответствующими критериям, установленным таким решением.

* * *

Данный обзор не является исчерпывающим описанием Закона № 221-ФЗ и внесенных им изменений в законодательство, а также не отменяет необходимости получения юридической консультации в конкретной ситуации.

Эксперты правового департамента Юникона будут рады разъяснить вам положения законодательства и оказать необходимую поддержку в их применении.


Узнайте больше о наших услугах правового и налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться