Новые налоговые льготы: как поддержат налогоплательщиков в рамках антисанкционной программы
30 июня 2022
9 июня 2022 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, предполагающий введение ряда льгот по обязательным платежам с целью обеспечить развитие российской экономики в условиях внешнего санкционного давления[1]. Во втором чтении законопроект планируется рассмотреть 30 июня 2022 года.
Предлагаемые изменения затронут нормы Налогового кодекса РФ об НДС, акцизах, НДФЛ, налоге на прибыль, НДПИ и НДД. Рассмотрим ключевые положения законопроекта.
- Уточняется перечень случаев, когда у плательщиков налога на прибыль не возникает дохода в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств (ст. 251 НК РФ):
- по договору займа (кредита), заключенному до 1 марта 2022 года с иностранной организацией (иностранным гражданином), в случае принятия решения о прощении долга такой иностранной организацией (иностранным гражданином) либо иностранной организацией (иностранным гражданином) или российской организацией (физическим лицом), получившей (получившим) право требования по такому договору займа (кредита) до 31 декабря 2022 года (за исключением процентов, учтенных в составе внереализационных расходов);
- по оплате права требования по обязательствам, вытекающим из указанного в абзаце выше договора займа (кредита), которое приобретено налогоплательщиком по договору уступки права требования, в случае принятия решения о прощении такого обязательства иностранной организацией (иностранным гражданином), заключившей (заключившим) договор уступки;
- связанных с выплатой иностранному участнику ООО действительной стоимости доли при выходе в 2022 году из состава участников такого общества или в результате его исключения в 2022 году из состава участников в судебном порядке.
Кроме того, у налогоплательщика не возникнет доход в виде сумм прекращенных обязательств кредитора перед внешним участником по соглашению о финансировании участия в кредите (займе), если обязательства этого кредитора прекратились в связи с прекращением обязательств перед ним заемщика, а также с прекращением обязательств лиц, которые предоставили обеспечение исполнения обязательств этого заемщика.
- Устанавливаются налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и страховым взносам для организаций, осуществляющих разработку или разработку и производство собственной электронной компонентой базы и электронной продукции.
В частности:
- вводится право на применение коэффициента 1,5 при амортизации основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта;
- для российских организаций, включенных в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, будет предусмотрена:
- ставка 3% — по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет;
- ставка 0% — по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта федерации.
Право на применение пониженной ставки такая организация получает при условии, что не менее 70% ее доходов связаны с деятельностью в сфере в сфере радиоэлектронной промышленности. Кроме того, текущая редакция законопроекта предлагает дать таким организациям право на применение пониженных тарифов страховых взносов — суммарно ставка по всем взносам составит 7,6%:
- на обязательное пенсионное страхование — в размере 6,0%;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5%;
- на обязательное медицинское страхование — 0,1%.
Порядок формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности (в том числе основания для включения в этот реестр и исключения из него, а также требования к организациям для целей включения в реестр), будут установлены Правительством РФ.
- Перечень объектов, расходы на создание которых учитываются при налогообложении прибыли при их последующей безвозмездной передаче в государственную или муниципальную собственность, дополняется объектами инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры.
На сегодняшний день налогоплательщики могут учитывать расходы на создание объектов только социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность.
- Предусматривается обложение НДС по ставке 0% в 2022 году реализации судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ (подп. 10 п. 1 ст. 164 НК РФ).
- Устанавливается, что иностранные организации, оказывающие физическим лицам услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации таких услуг не возложена на налогового агента — таковым может быть, например, российская организация, через которую услуги оказываются на основании посреднического договора.
При оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, иностранные организации — посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами — потребителями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных контрактов с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаются налоговыми агентами, обязанными исчислить и уплатить соответствующую сумму налога. Если при оказании таких услуг в расчетах участвуют несколько организаций-посредников, то налоговым агентом признается иностранная организация — посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами — потребителями услуг, независимо от наличия у такого юрлица договора с иностранной организацией, оказывающей услуги.
Отметим, что действующая редакция НК РФ не содержит уточнений в части обложения НДС оказания услуг иностранными организациями именно физическим лицам.
Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консалтинга
* * *
Эксперты Налогового и правового департамента компании Юникон всегда рады оказать вам помощь в части разъяснения новых положений законодательства и поддержку в их применении на практике.
[1] №136059-8 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru)