Обзор изменений законодательства:

Ответственность за «бумажный» НДС

19 ноября 2024

12 ноября 2024 года Госдума приняла в третьем чтении законопроект[1], вводящий уголовную ответственность за «бумажный» НДС. Об этом законопроекте мы уже рассказывали ранее[2].

Принятый в третьем чтении текст законопроекта отличается от варианта, принятого в первом чтении. В частности, добавляемая в УК РФ статья 1733 будет предусматривать следующее:

  • ответственность вводится за организацию деятельности по представлению в налоговые органы РФ и (или) сбыту заведомо подложных счетов-фактур и (или) налоговых деклараций (расчётов) от имени юридических лиц, образованных через подставных лиц, либо с использованием персональных данных, полученных незаконным путём, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере;
  • виновным грозят штраф, принудительные работы либо лишение свободы на срок до 4 лет, а при наличии отягчающих обстоятельств (деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, извлечение дохода в особо крупном размере) — штраф, принудительные работы либо лишение свободы на срок до 7 лет;
  • счета-фактуры и (или) налоговые декларации (расчёты) признаются подложными, если они содержат ложные сведения об отгрузке товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, о передаче имущественных прав.

Напомним, что изначально предлагалось установить ответственность только за сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам или организациям, либо были сопряжены с извлечением дохода в крупном размере.

С нашей точки зрения, текущая редакция более чётко формулирует, что лицо подлежит ответственности именно за организацию преступной деятельности, т.е. организованную торговлю «бумажным» НДС. Если же компания незаконно возмещает «бумажный» НДС для собственных нужд, уголовной ответственности, по нашему мнению, быть не должно.

Если трактовать новую норму напрямую, получается, что привлечение к ответственности возможно в двух случаях:

  • либо руководитель организации признает себя подставным лицом,
  • либо компания была зарегистрирована с использованием незаконно полученных персональных данных.

Что же касается определения крупного размера, то на сегодняшний день нужно руководствоваться статьёй 170.2 УК РФ, где он установлен для целей главы 22 «Преступления в сфере экономики», куда будет отнесена и новая статья. Согласно ей, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 3 млн 500 тыс. руб., а особо крупным — в сумме, превышающей 13 млн 500 тыс. руб.

Законопроект, как и в прошлый раз, оставляет ответственность только в отношении заведомо подложных счетов-фактур, не упоминая универсальные передаточные документы (УПД), которые совмещают в себе функции счёта-фактуры и первичного учётного документа.

Как и в первой редакции документа, виновник может быть освобождён от уголовной ответственности, если он возместит ущерб, причиненный государству в результате совершения преступления. Для этого ему придется перечислить в федеральный бюджет либо денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба, либо доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы такого дохода (ч. 2 ст. 76.1, ч. 3 ст. 28.1 УПК РФ).

Здесь возникает вопрос о том, как будет определяться размер ущерба. Возможно, речь пойдёт о всей сумме НДС, которая не была своевременно перечислена в бюджет в результате деятельности виновного лица.


Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

 

[1] № 263208-8 Законопроект: Система обеспечения законодательной деятельности

[2] Ответственность за «бумажный» НДС станет строже — Юникон