Обзор изменений законодательства:

Основные изменения правового регулирования в корпоративном законодательстве

03 сентября 2024

8 августа 2024 г. были подписаны Президентом РФ и официально опубликованы Федеральный закон от 08.08.2024 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 287-ФЗ), а также Федеральный закон от 08.08.2024 № 305-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 66 Федерального закона «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 305-ФЗ).

Эти законы вносят существенные изменения в законодательство об акционерных обществах (далее — АО) и обществах с ограниченной ответственностью (далее — ООО). В первую очередь, изменения затронут сферу корпоративного управления, включая целый пласт организационных моментов и саму юридическую терминологию.

Часть поправок, вносимых Законом № 287-ФЗ, вступила в силу 8 августа 2024 г. Другая часть вступила в силу 1 сентября 2024 г., а остальные вступят в силу только в 2025 и 2027 годах.

Закон № 305-ФЗ вступил в силу 8 августа 2024 г.

В этом обзоре мы рассмотрим некоторые ключевые положения новых законов.

  1. С 1 сентября 2024 г. решение об избрании или назначении генерального директора ООО нужно будет удостоверять у нотариуса (установлено Законом № 287-ФЗ)

С 1 сентября 2024 г. начали действовать законодательные изменения, согласно которым решение об избрании нового генерального директора (единоличного исполнительного органа) ООО требуется удостоверять у нотариуса. Правило действует независимо от того, какой орган ООО принял решение.

Это правило не будет применяться к ООО, являющимся кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями либо специализированными обществами, созданными в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.

Нотариусы получают право подписывать и направлять в регистрирующий орган заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ[1] в электронном виде. Ранее это было обязанностью нового генерального директора ООО.

Для юридических лиц иных организационно-правовых форм обязанность по подаче в регистрирующий орган заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ при избрании или назначении генерального директора возлагается на нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя на заявлении (в рамках одного нотариального действия).

Согласно комментариям ФНС, это изменение позволит сократить число случаев захвата компаний и защитить их имущество.

  1. С 1 сентября 2024 г. нотариусы управомочены дистанционно удостоверять решения общих собраний

Закон № 287 вносит изменения в Основы законодательства РФ о нотариате (утв. Верховным советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1).

Теперь, если участник юридического лица, его представитель либо иное лицо принимают дистанционное участие в собрании, нотариус устанавливает их личности путем проверки принадлежащих им усиленных квалифицированных электронных подписей (далее — УКЭП), а полномочия представителя и его право на участие в заседании — путем проверки документов в электронной форме, подписанных УКЭП. Эти документы в электронной форме предоставляются нотариусу посредством единой информационной системы нотариата.      

  1. С 8 августа 2024 г. АО может приостановить выплату объявленных дивидендов (установлено Законом № 287-ФЗ)

С 8 августа 2024 г. АО может приостановить выплату объявленных дивидендов при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в течение не менее 2-х лет подряд, непосредственно предшествующих дате принятия решения о приостановлении выплаты дивидендов, обществу возвращались денежные средства, перечисленные таким акционерам в качестве дивидендов;
  • перечисление обществом акционеру денежных средств в качестве дивидендов в течение вышеназванного периода осуществлялось не менее 2-х раз;
  • за 5 рабочих дней до даты принятия решения о приостановлении выплаты дивидендов регистратору общества не поступили ни актуальная информация об акционере, необходимая для выплаты дивидендов в денежной форме, ни заявление акционера о подтверждении актуальности информации, содержащейся в реестре акционеров общества.

Решение о приостановлении выплаты дивидендов принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества или иным органом, к компетенции которого уставом отнесено решение вопроса о проведении заседания или заочного голосования (если это непубличное АО).

Такое решение не будет применяться к акционерам, если на дату, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов, (i) в реестр акционеров АО внесена актуальная информация об этих акционерах, необходимая для выплаты дивидендов, либо (ii) регистратору общества поступило заявление этих акционеров о подтверждении актуальности информации, содержащейся в реестре акционеров АО.

Законом № 287-ФЗ определены условия, при наступлении которых выплата акционеру дивидендов возобновляется.

Следует обратить внимание на то, что:

  1. уставом непубличного АО может быть предусмотрено, что указанные выше положения к такому обществу применяться не будут,
  2. решения о приостановлении выплаты дивидендов раскрываются в форме сообщения о существенном факте,
  3. АО обязано вести учет акционеров, в отношении которых приняты решения о приостановлении выплаты дивидендов.
  1. С 1 марта 2025 г. будут уточнены способы участия в общих собраниях, а также ряд иных связанных с этим вопросов

Законом № 287-ФЗ установлено, что решения общего собрания могут приниматься:

  • на заседании (в т.ч. с дистанционным участием);
  • на заседании, где очное голосование совмещается с заочным;
  • без проведения заседания (заочное голосование).

4.1. Закреплен новый порядок проведения заседания общего собрания акционеров (далее ОСА) и общего собрания участников (далее ОСУ): заседание общего собрания, где очное голосование совмещается с заочным

Закон № 287-ФЗ закрепляет такую форму проведения общих собраний в Законе об АО и Законе об ООО, как это было предусмотрено и в действующей редакции ГК РФ.

Очное голосование на заседании общего собрания должно быть совмещено с заочным:

  • в случае заседания ОСА ПАО;
  • если речь идет о непубличном АО с числом акционеров 50 и более;
  • если это предусмотрено уставом иного непубличного АО или уставом / единогласным решением участников ООО.

Лица, проголосовавшие заочно, вправе участвовать в заседании общего собрания без возможности голосования.

4.2. Закреплен новый порядок проведения заседаний ОСА и ОСУ с дистанционным участием

В Закон об АО и Закон об ООО добавлены изменения, связанные с внедрением дистанционного формата заседаний ОСА и ОСУ. В частности, Законом № 287-ФЗ устанавливаются:

  • порядок идентификации лиц для участия в заседаниях (в уведомление о проведении заседания потребуется включать, среди прочего, сведения о порядке доступа к дистанционному участию, в т.ч. способы идентификации);
  • правила проведения таких дистанционных заседаний.

В целях достоверного установления лица, принимающего участие в дистанционном заседании, устанавливаются единые подходы к идентификации и аутентификации, а также к подписанию бюллетеней для голосования.

Достоверное установление лица, принимающего участие в дистанционном заседании, осуществляется с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — УКЭП) при наличии действующего квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, в том числе УКЭП юридического лица, если в заседании дистанционно участвует лицо, без доверенности действующее от имени юридического лица.

Юридические лица могут устанавливать в своем уставе или внутреннем документе иные способы идентификации и аутентификации, а также подписания бюллетеней — при условии, что такие способы позволят достоверно устанавливать лицо, принимающее участие в дистанционном заседании, и не лишат акционера/участника права на участие в таком заседании. Это могут быть, например, усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — УНЭП), биометрические данные физического лица.

Для подписания бюллетеней установлена возможность использования:

  • УКЭП и УНЭП;
  • простой электронной подписи — в случае идентификации через сервисы Единой системы идентификации и аутентификации или Единой биометрической системы.

Особые требования об идентификации участников вступают в силу с 1 сентября 2027 г.

При проведении дистанционного заседания организаторы должны обеспечить всем лицам, имеющим право голоса (их представителям) доступ к трансляции изображения и звука заседания в режиме реального времени. Если во время дистанционного заседания возникнут существенные технические неполадки, такое заседание признается несостоявшимся. Кроме того, общество должно хранить запись трансляции заседания вместе с протоколом общего собрания в течение срока их хранения.

4.3. Добавлены новые требования к содержанию протоколов общих собраний, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) обществ

Требования Закона № 287-ФЗ к содержанию протоколов связаны с новыми положениями о порядке проведения заседаний, например:

  • если очное голосование на заседании совмещалось с заочным, в протоколе должны быть указаны не только дата и время проведения заседания, но и дата окончания приема бюллетеней;
  • в протоколе необходимо либо указать место проведения заседания, либо сообщить, что дистанционное заседание проводилось без определения места проведения;
  • если вследствие технических неполадок невозможно было провести дистанционное заседание ОСА и ОСУ, сведения о неполадках указываются в протоколе.
  1. С 1 марта 2025 г. Законом № 287-ФЗ устанавливается новый порядок работы совета директоров (наблюдательного совета) юридических лиц

С 1 марта 2025 г. советы директоров (наблюдательные советы) АО и ООО смогут принимать решения на заседаниях (в т.ч. с дистанционным участием) или путем заочного голосования.

Для ООО предусматривается, что:

  • кворум для принятия решений советом директоров (наблюдательным советом) должен составлять не менее 1/2 от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, при этом уставом общества может быть определен больший кворум;
  • cрок составления протокола по итогам заседания или заочного голосования — не позднее 3 календарных дней после даты заседания или окончания приема документов от членов совета директоров (наблюдательного совета) при заочном голосовании.
  1. Законом № 305-ФЗ уточняются вопросы, отнесенные к компетенции ОСА или ОСУ, которые могут быть переданы для решения совету директоров (наблюдательному совету) или коллегиальному исполнительному органу (далее КИО)

С 8 августа 2024 г. для непубличных АО прямо предусмотрена возможность передавать некоторые полномочия ОСА совету директоров (наблюдательному совету) или КИО.

Передача полномочий возможна, если в уставе общества закреплено соответствующее положение, например, в отношении следующих вопросов:

  • выплата дивидендов за I квартал, полугодие и 9 месяцев отчетного года;
  • утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • решение вопросов об участии АО в объединениях коммерческих юридических лиц.

Положения, связанные с передачей вопросов компетенции ОСА, могут быть либо включены в устав общества при его учреждении, либо внесены в устав, изменены и (или) исключены из устава по решению, принятому ОСА единогласно всеми акционерами общества.

Для ООО установлен ряд вопросов, которые запрещено предавать от ОСУ совету директоров (наблюдательному совету) или КИО, например:

  • предоставление, ограничение и прекращение дополнительных прав участников;
  • возложение на участников дополнительных обязанностей и их прекращение;
  • одобрение крупных сделок стоимостью более 50% всего имущества ООО.

Кроме того, в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) может быть передан вопрос об избрании и досрочном прекращении полномочий ревизионной комиссии ООО.

Со своей стороны, мы рекомендуем российским хозяйственным обществам привести учредительные документы в соответствие с изложенными выше законодательными изменениями.

* * *

Данный обзор не является исчерпывающим описанием Закона № 287-ФЗ, Закона № 305-ФЗ и внесенных ими изменений в законодательство, а также не отменяет необходимости получения юридической консультации в конкретной ситуации.

Эксперты правового департамента Юникона будут рады разъяснить вам положения законодательства и оказать необходимую поддержку в их применении.


Узнайте больше о наших услугах налогового консультирования

Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву

Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

Подписаться

[1]    Единый государственный реестр юридических лиц