О хозяйственных обществах
06 сентября 2016
Государственная Дума ФС РФ VI созыва завершила свою работу принятием большого количества законов, затрагивающих сразу несколько отраслей законодательства. В дальнейшем будут рассмотрены поправки, внесенные в законодательство о хозяйственных обществах, в частности Федеральный закон от 03.07.2016 №
Закон № 339
Этот нормативный акт восстановил равновесие между акционерными обществами (далее ― АО) и обществами с ограниченной ответственностью (далее ― ООО) в части набора инструментов финансирования обществ со стороны своих участников. Теперь в АО также будет действовать механизм внесения вкладов в их имущество со стороны акционеров.
Такие вклады вносятся в целях финансирования и поддержания деятельности общества на основании договора между акционером и обществом. Такой договор должен быть одобрен решением совета директоров. В качестве альтернативы такому подходу в уставе непубличного АО можно предусмотреть, что общее собрание акционеров своим решением может обязать акционеров вносить вклады в имущество. Если кто-либо из акционеров непубличного общества откажется внести вклад в его имущество, несмотря на принятое общим собранием акционеров решение, к такому акционеру может обратиться само общество или другой акционер с иском об исполнении обязанности по внесению вклада.
Закон четко оговаривает, что сделки по внесению вкладов в имущество не подлежат одобрению в качестве сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Кроме того, договор о внесении вклада в имущества не считается договором дарения.
Данные поправки вступили в силу 15 июля 2016 года.
Закон № 343
Этим законом внесен ряд существенных изменений в Законы об АО и ООО в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
В определенной степени указанные изменения имели целью либерализацию подхода к регулированию вышеуказанных сделок. Ниже будут рассмотрены основные изменения для каждой категории сделок.
Крупные сделки
Внесен ряд уточнений в понятие крупной сделки. В частности, сделки по передаче имущества во временное владение и (или) пользование либо по предоставлению третьему лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии отныне при определенной стоимости предмета попадают в разряд крупных.
Дополнены условия определения «крупности» сделки. Например, в случае отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов АО или ООО сопоставляется наибольшая из двух величин ― балансовая стоимость такого имущества либо цена его отчуждения. Важно отметить, что в Закон об ООО было введено понятие «балансовая стоимость активов» (вместо «балансовой стоимости имущества») для целей сопоставления с предметом сделки ― это унифицировало регулирование ООО и АО.
Для АО устанавливается перечень сделок, к которым не применяются положения о крупных сделках, например, к отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества (в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении). Для ООО такой перечень сделок был расширен по сравнению с ранее действовавшим перечнем.
В решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки может устанавливаться срок, в течение которого это решение действительно. В отсутствие иного указания такой срок по общему правилу составляет один год с даты принятия решения.
Применительно к ООО Закон № 343 говорит лишь о требованиях к решению о предварительном согласии на совершение крупной сделки, а не об ее последующем одобрении. Однако, по-нашему мнению, последующее одобрение такой сделки также возможно, учитывая положения п. 5 ст. 46 Закона об ООО и п. 3 ст. 157.1 ГК РФ.
В АО был введен новый специальный документ ― заключение о крупной сделке. Это заключение утверждается советом директоров, а в случае отсутствия такового ― единоличным исполнительным органом (специальное правило для непубличного АО). Такое заключение должно быть представлено акционерам общества вместе с материалами при подготовке к проведению общего собрания по одобрению крупной сделки. Следует отметить, что заключение о крупной сделке формально требуется как при предварительном согласии, так и при последующем одобрении сделки (абз. 2 п. 2 ст. 78 Закона об АО). При этом стоимость имущества, приобретаемого или отчуждаемого по сделке, как и раньше, подлежит утверждению в форме решения совета директоров (ст. 77 Закона об АО).
Касательно ООО требования об определении стоимости имущества, а также об утверждении заключения о крупной сделке, не устанавливаются. Однако при этом для любой крупной сделки ООО теперь требуется решение компетентного органа об ее одобрении (ранее устав ООО мог содержать исключения из этого правила). Вместо этого были введены некоторые послабления в части одобрения сделок с заинтересованностью, о чем будет сказано ниже.
Законом вносятся существенные уточнения в понятие «сделок, не выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности» применительно к обеим организационно-правовым формам. В частности, одним из критериев является то, что такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.
Оспорить крупную сделку могут акционеры (участники), владеющие в совокупности не менее чем 1% голосов, приходящихся на принадлежащие им акции (доли).
Рассмотренные выше изменения не решили на законодательном уровне некоторые другие вопросы, возникающие в связи с крупными сделками. В частности, не раскрыто понятие «последняя отчетная дата», на которую должна определяться балансовая стоимость активов для целей сделки.
Данные поправки вступят в силу c 1 января 2017 года.
Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность
Наиболее интересные изменения коснулись сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Из законодательства об АО и ООО было исключено понятие «аффилированное лицо» применительно к определению сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Вместо этого введены понятия «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо».
Ранее заинтересованным лицом, в частности, признавался участник общества, имеющий совместно с его аффилированными лицами более 20% голосов в высшем органе управления общества (при этом перечень аффилированных лиц был установлен Законом РСФСР от 22.03.1991 №
Вводится важная обязанность АО и ООО о предварительном извещении членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа, а в ряде случаев ― и акционеров (участников), о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность. Закон № 343 устанавливает содержание такого извещения, а также срок его направления до совершения сделки.
Важно отметить, что по общему правилу предварительное одобрение сделки с заинтересованностью теперь не требуется ни в отношении АО, ни в отношении ООО, если того не потребует особая категория лиц, перечисленных в законе. При этом закон не уточняет срок предъявления такого требования указанными лицами и последствия его пропуска. По нашему мнению, нововведения не отменяют необходимости как минимум последующего одобрения указанных сделок с целью снизить риск их признания недействительными.
Изменились правила оспаривания сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Ранее наличие последующего одобрения такой сделки было безусловным основанием для отказа судом в иске о признании ее недействительной. Теперь, с нашей точки зрения, даже наличие последующего одобрения может не стать основанием для отказа в иске, если будет доказано, что сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершена в ущерб интересам общества.
Уставом непубличного АО либо ООО можно предусмотреть иной порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, либо вообще исключить необходимость их одобрения (п. 8 ст. 83 Закона об АО, п. 9 ст. 45 Закона об ООО). Ранее подобные исключения были предусмотрены лишь в отношении крупных сделок в ООО.
Данные поправки вступят в силу c 1 января 2017 года.
* * *
Специалисты БДО Юникон всегда рады оказать вам квалифицированную помощь в части разъяснения новых положений законодательства, а также поддержку в их применении на практике.