Иностранные агенты: обзор действующего законодательства и изменения в законопроектах
02 февраля 2022
Иностранные агенты (далее — иноагенты) — специальный статус, в связи с которым на организации и физические лица налагаются дополнительные обязанности и ограничения. Сейчас количество лиц со статусом иноагента продолжает расти — в 2021 году списки иноагентов существенно пополнились, в основном за счет признания иноагентами ряда СМИ.
Существующее регулирование сложно назвать идеальным: эксперты, правозащитники и государственные деятели предлагают различные варианты реформ начиная с корректировки понятий и заканчивая предложениями о полной отмене всего законодательства об иноагентах.
Статус иностранного агента присваивается Министерством юстиции Российской Федерации (далее — Минюст), которое ведет соответствующие реестры. Критерии признания сформулированы таким образом, что иноагентом могут признать практически кого угодно. К сожалению, в судебной практике не выявлено ни одного случая отмены судом решения Минюста о признании лица иноагентом.
Рассмотрим текущее законодательство о статусе иноагентов и опишем риски, связанные с получением такого статуса.
Виды иностранных агентов в России
Статус иноагента может быть присвоен как организациям, так и физическим лицам. Сейчас в России можно выделить следующие виды иноагентов:
1. Иностранные агенты — некоммерческие организации и незарегистрированные общественные объединения.
2. Иностранные агенты — средства массовой информации.
3. Иностранные агенты — физические лица.
НКО и НОО, являющиеся иноагентами
Понятие «иностранный агент» было включено[1] в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Позже к некоммерческим организациям, признанным выполняющими функции иностранного агента (далее ― НКО-иноагенты), были приравнены незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента (далее — НОО-иноагенты); регулирование в отношении этих двух статусов полностью совпадает.
НКО-иноагентами считаются российские некоммерческие организации, которые:
- получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников финансирования;
- участвуют в политической деятельности на территории РФ.
Обращаем внимание на то, что НКО и НОО, соответствующие указанным критериям, обязаны самостоятельно зарегистрироваться в качестве иноагента[2]. Неисполнение этого требования влечет наложение штрафа на их должностных лиц в размере от 100 до 300 тыс. руб., а на само НКО или НОО — в размере от 300 до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ).
Под иностранным финансированием понимается любое получение средств, осложненное прямо или косвенно (через посредника), например, получение денежных средств от иностранного государства, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, граждан России или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Понятие «участие в политической деятельности» также определено очень широко. Политической деятельностью признают в том числе организацию мероприятий и публичные обращения к государственным органам, распространение мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике. Фактически под политической деятельностью в рамках указанного закона можно назвать любой пост в социальной сети с мнением по какому-либо вопросу управления в стране или новому закону.
При этом наличие связи между получением денежных средств из иностранных источников и участием в политической деятельности не требуется: это могут быть отдельные действия, никак не связанные между собой.
СМИ-иноагенты
СМИ-иноагентами могут быть признаны российские и иностранные организации, а также физические лица. В отличие от деятельности НКО- и НОО-иноагентов политическая деятельность СМИ не является обязательным критерием для признания их иноагентами.
Так, иностранное физическое или юридическое лицо может быть признано СМИ-иноагентом, если оно:
- получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников финансирования;
- распространяет сообщения и материалы для неограниченного круга лиц.
Российское физическое или юридическое лицо может быть признано СМИ-иноагентом, если оно:
- получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников финансирования;
- распространяет сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным СМИ-иноагентом и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным СМИ-иноагентом, и (или) участвует в создании указанных сообщений и материалов.
Наличие связи между получением денежных средств из иностранных источников и распространением материалов также необязательно.
Физические лица — иноагенты
Физическим лицом — иноагентом могут признать как гражданина РФ, так и иностранное лицо или лицо без гражданства, если такие лица осуществляют на территории РФ[3]:
- политическую деятельность в интересах иностранного источника
или
- сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые могут быть использованы против безопасности РФ, если такая деятельность поддерживается иностранным источником (в том числе путем предоставления денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).
Физические лица, которые подпадают под указанные критерии, также обязаны самостоятельно зарегистрироваться в качестве иноагентов[4]. Неисполнение этой обязанности влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ).
Последствия признания лица иностранным агентом
Официальные представители власти и органы власти подчеркивают, что законодательная конструкция организации, выполняющей функции иностранного агента, не предполагает негативной оценки такой организации со стороны государства, не рассчитана на формирование отрицательного отношения к ней[5].
Тем не менее, включение лица в реестр иноагентов влечет возложение на него:
- дополнительных обязанностей (маркировка собственных материалов, указание на свой статус при обращении в государственные органы, предоставление отчетности в Минюст, обязательный аудит бухгалтерской отчетности и пр.)[6] и
- дополнительных ограничений (Минюст может запретить НКО-иноагенту осуществлять ее программу на территории РФ, физическое лицо — иноагент не может быть назначено на должности в госорганах и органах местного самоуправления и не может получить допуск к государственной тайне)[7].
Ответственность за нарушение законодательства об иностранных агентах
За нарушение законодательства об иноагентах предусмотрены существенные административные штрафы, а за злостное уклонение от исполнения обязанностей иноагента предусмотрена уголовная ответственность.
Например:
- за отсутствие маркировки на материалах НКО-иноагента предусмотрен штраф для его должностных лиц в размере от 100 до 300 тыс. руб. и для самого НКО — в размере от 300 до 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ);
- распространение СМИ материалов иноагентов или информации о них без соответствующей маркировки влечет наложение на СМИ штрафа в размере от 40 до 50 тыс. руб. (ст. 13.15 КоАП РФ);
- за иные нарушения СМИ законодательства об иноагентах предусмотрено наложение штрафа в размере от 500 тыс. руб., при последующих нарушениях штраф составит 1 млн руб., а если нарушения будут систематическими, СМИ могут оштрафовать на 5 млн руб. (ст. 19.34.1 КоАП РФ). Лицо, уже подвергнутое наказанию по указанной статье, могут привлечь к уголовной ответственности, которая предусматривает возможность лишения свободы на срок до 2 лет (ч. 2 ст. 330.1 УК РФ);
- за непредоставление отчетности в Минюст НКО и НОО могут оштрафовать на сумму от 100 до 300 тыс. руб. (ст. 19.7.5-2, ч. 1 ст. 19.7.5-3 КоАП РФ).
Кроме того, нарушение физическими лицами — иноагентами требований об отчетности наказывается штрафом в размере от 30 до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ). Непредоставление отчетов о деятельности лицом, которое уже было подвергнуто ответственности по указанной выше статье, влечет уголовную ответственность — от штрафа в размере 300 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет (ч. 3 ст. 330.1 УК РФ).
Статья 330.1 УК РФ также предусматривает ответственность за уклонение от предоставления документов, необходимых для включения в реестр НКО- и НОО-иноагентов.
Возможные варианты изменения законодательства об иноагентах
Юристы, журналисты и политики отмечают необходимость изменения законодательства об иностранных агентах. Предлагается уточнить понятия, изменить процедуру признания иноагентом, сделать регулирование более мягким и прозрачным.
Сейчас в Государственной думе РФ рассматриваются сразу два законопроекта, направленные на изменение законодательства об иностранных агентах. Предлагается признавать иноагентами через суд и смягчить законодательство. Есть и более радикальные предложения: так, правозащитниками подготовлен законопроект, в соответствии с которым все законодательство об иноагентах должно быть отменено.
Законопроекты
Законопроект № 19728-8 предлагает ввести изменения в Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», в частности:
- уточнить критерии для признания СМИ-иноагентом: добавить критерий неоднократности и значительности иностранного финансирования;
- ввести предварительное предупреждение о нарушении законодательства об иноагентах перед присвоением статуса иноагента;
- ввести обязательную процедуру признания СМИ-иноагентом через суд, а не путем принятия решения Минюстом.
Законопроект № 35591-8 предлагает внести изменения в:
- Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
- Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В частности, предлагается ввести предупреждение с предоставлением срока для устранения нарушений, прежде чем присваивать статус иноагента, и установить принцип признания иноагентом через суд.
Для СМИ предлагается ввести понятие «принципала» — лица, в пользу или по указаниям которого действует иностранный агент. По мнению авторов законопроекта, такое изменение позволит обезопасить те СМИ, которые на самом деле не связаны с политической деятельностью и не представляют интересы иностранных лиц.
В соответствии с законопроектом средства, полученные НКО в качестве премий или призов, не будут считаться иностранным финансированием, а физические лица — иноагенты не должны будут маркировать материалы, относящиеся к их частной жизни, например, посты в личных социальных сетях.
Предложенные законопроектами нововведения могут оказать положительный эффект, но все же кажутся недостаточными. При их принятии многие проблемы действующего законодательства останутся нерешенными: например, законопроекты не изменяют порядок обжалования присвоения статуса иноагента и критерии таким образом, чтобы иноагентом невозможно было признать лиц, которые на самом деле не действуют в интересах иностранных государств или организаций. Законопроекты не вводят понятия «принципала» для НКО-иноагентов. Кроме того, не предлагается изменений в КоАП РФ и УК РФ, в которых содержатся нормы, предполагающие достаточно серьезные санкции даже за незначительные нарушения законодательства об иноагентах.
Также стоит отметить, что обязательность наличия связи между иностранным финансированием и политической деятельностью предлагается ввести только для СМИ; для НКО и НОО таких изменений не предусмотрено. Такой подход, на наш взгляд, является несистемным.
Выводы
На текущий момент законодательство об иностранных агентах является плохо проработанным и оставляет широкие просторы для его толкования и применения. Нарушение законодательства об иностранных агентах влечет существенные риски в виде привлечения к административной и уголовной ответственности. Существенные штрафы могут налагаться, например, даже за незначительные единичные нарушения правил о маркировке.
В то же время в Государственной думе рассматриваются законопроекты, которые смогут исправить некоторые недостатки существующего регулирования. Однако говорить о кардинальном изменении института «иностранного агента» в России пока нельзя.
При проведении юридической проверки деятельности компании (Legal Due Diligence) перед заключением сделки по купле-продажи долей в уставном капитале ООО или акций АО (сделки M&A) наличие у компании иностранных источников финансирования (в том числе получение денежных средств от контрагентов — иностранных юридических лиц) следует рассматривать как обстоятельство, требующее внимания. Особенно это актуально для средств массовой информации.
Безусловно, весьма трудозатратно и иногда невозможно проверить всю фактическую деятельность компании (в частности, проверить наличие/отсутствие ссылок на материалы СМИ-иноагентов). В связи с этим компания-продавец может предоставить соответствующие заверения об отсутствии оснований для признания ее иноагентом либо иным образом урегулировать данный вопрос при согласовании условий сделки.
* * *
Настоящий обзор не является исчерпывающим описанием всего законодательства об иностранных агентах, не представляет собой юридического заключения по изложенным в нем вопросам, а также не заменяет и не может заменять собой необходимость получения юридической консультации в конкретной ситуации.
Специалисты компании Юникон всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения новых положений законодательства, а также оказать поддержку в их применении.
Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консалтинга
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
[1] Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
[2] Абз. 2 п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 6 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».[3] Ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
[4] П. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
[5] Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.
[6] П. 1 ст. 24, п. 1, 3 и 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абз. 6-8 ст. 29.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 6 и 7 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
[7] П. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 25.1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», п. 8 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 22 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».