Налогообложение контролируемых иностранных компаний в России
11 декабря 2014
С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 24.11.2014№ 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее Закон).
Цель Закона пресечение использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованных преференций и необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части, касающейся налогообложения иностранных организаций, контролируемых российскими налоговыми резидентами.
Основные нововведения в законодательстве
Контролируемые иностранные компании (КИК)
- Критерии отнесения к КИК:
- иностранная организация или структура без образования юридического лица, не являющаяся налоговым резидентом РФ;
- организация/структура контролируется налоговыми резидентами РФ (юридическими/физическими лицами), при этом:
- доля участия одного лица в КИК составляет более 25% (в течение 2015 г. более 50%);
- доля участия одного лица в КИК составляет более 10% в случае контроля несколькими лицами, владеющими в совокупности более 50% (положение вступит в силу с 1 января 2016 г.);
- лицо осуществляет контроль над такой организацией в своих интересах.
- Соответствующая доля прибыли КИК подлежит налогообложению у контролирующего лица по правилам НК РФ, если ее величина составила более 10 млн руб. (в 2015 г. более 50 млн руб., в 2016 г. более 30 млн руб.).
- Освобождение от налогообложения в РФ возможно при выполнении определенных условий, например:
- КИК расположена в стране, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (далее СИДН) (кроме стран, не участвующих в обмене информацией с РФ) и в соответствии с налоговым законодательством которой эффективная ставка налога на прибыль составляет не менее 75% российской ставки (т. е. не менее 15%);
- КИК расположена в стране, с которой заключено СИДН (кроме стран, не участвующих в обмене информацией с РФ), и доля пассивных доходов этой КИК составляет не более 20% общей величины доходов.
- Со стороны юридических/физических лиц налоговых резидентов РФ необходима подача в налоговые органы следующих уведомлений и отчетности:
- об участии в иностранных организациях, если доля такого участия превышает 10%, а также об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (партнерств, трастов и пр.) и о контроле над ними или о фактическом праве на доход, получаемый такими структурами:
- представляется не позднее 1 месяца с даты возникновения (изменения доли) участия;
- первый раз уведомление (об обстоятельствах, свершившихся до вступления Закона в силу) необходимо подать до 1 апреля 2015 г.;
- ответственность за непредставление 50 тыс. руб.
- о контролируемых иностранных компаниях:
- представляется не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица;
- ответственность за непредставление 100 тыс. руб.;
- включение прибыли КИК в налогооблагаемую базу контролирующего лица в декларации, подаваемой за год, следующий за отчетным;
- ответственность за невключение прибыли КИК в налоговую базу 20% неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. (применяется за налоговые периоды начиная с 2018 г.).
- об участии в иностранных организациях, если доля такого участия превышает 10%, а также об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (партнерств, трастов и пр.) и о контроле над ними или о фактическом праве на доход, получаемый такими структурами:
Бенефициарный собственник доходов
- Бенефициарный собственник доходов это лицо, которое имеет право самостоятельно пользоваться/распоряжаться доходами в силу прямого/косвенного участия в организации, контроля над организацией, с учетом выполняемых им функций и принимаемых рисков.
- Льготный режим налогообложения доходов у источника, предусмотренный СИДН, может применяться только лицами, являющимися бенефициарными собственниками доходов.
- При выплате доходов иностранным лицам, не являющимся бенефициарными собственниками доходов, налогообложение осуществляется следующим образом:
- если бенефициарный собственник налоговый резидент РФ: по общим правилам НК РФ;
- если бенефициарный собственник резидент страны, с которой заключено СИДН: по правилам, установленным данным СИДН.
Налоговое резидентство
- Иностранные организации, местом фактического управления которыми является РФ, признаются налоговыми резидентами РФ и для целей НК РФ приравниваются к российским организациям.
- Критерии определения места фактического управления в РФ:
- большинство заседаний совета директоров проводятся в РФ;
- исполнительный орган регулярно осуществляет свою деятельность в РФ;
- руководящие должностные лица преимущественно осуществляют свою деятельность в РФ.
- Дополнительные критерии:
- ведение бухгалтерского или управленческого учета в РФ;
- ведение делопроизводства в РФ;
- оперативное управление персоналом осуществляется в РФ.
- Иностранная компания может самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ (и впоследствии отказаться от этого статуса).
Прочие изменения
- Иностранные организации и структуры, имеющие в РФ имущество, признаваемое объектом налогообложения, должны уведомлять налоговые органы о своих участниках (учредителях, бенефициарах). При отчуждении акций вышеуказанных иностранных организаций у налоговых органов появится информация, необходимая для контроля за уплатой налога.
Рекомендации БДО Юникон
Рекомендуется оценить действующую иностранную корпоративную структуру с точки зрения вступающего в силу законодательства, а также рассмотреть необходимость изменения такой структуры и возможность ее переноса в РФ или какую-либо другую юрисдикцию.
В настоящее время объединение BDO, членом которого является наша компания, представлено в 151 стране мира, и мы готовы оказать комплексное содействие в решении вопросов правового и налогового характера, а также дать практические рекомендации по решению вопросов, возникающих в связи с принятием рассмотренных выше положений налогового законодательства РФ. В частности, мы готовы оказать комплекс следующих услуг:
- Анализ влияния антиофшорных мер на группы компаний:
- анализ структуры группы и выявление компаний, на которые распространяются новые правила о КИК;
- расчет эффективной ставки, определение доли пассивных доходов;
- оценка налогового бремени при сохранении существующей структуры;
- оценка качества подготовки отчетности в странах местонахождения КИК;
- Определение и оценка вариантов реструктуризации:
- проработка иностранных либо российских структур;
- проработка вариантов консолидации активов;
- оценка налогового бремени, издержек на внедрение и сопутствующих рисков.
- Правовое и налоговое сопровождение внедрения выбранного варианта в группе компаний и налаживание бизнес-процессов.
- Содействие в исполнении налоговых обязанностей:
- подготовка и подача в налоговые органы необходимых уведомлений;
- расчет налогооблагаемой прибыли КИК.
Справочно: антиофшорный календарь
- 1 апреля 2015 г. — подача первого уведомления об участии в иностранных компаниях
- 20 марта 2016 г. — подача уведомления о КИК за 2015 г.
- 31 декабря 2016 г. — учет в налоговой базе прибыли КИК за 2015 г.
- 2017 г. — подача налоговой декларации и уплата налогов с учетом прибыли КИК