Преференции для российских налогоплательщиков в ответ на санкции США и Евросоюза
03 марта 2022
В последнее время ленты новостей пестрят сообщениями о мерах, направленных на поддержку отечественных компаний в связи со сложной международной обстановкой. Сегодня мы остановимся на основных планируемых к введению преференциях для российских налогоплательщиков, о которых нам известно по состоянию на 3 марта 2022 года.
IT-компании получат привилегии
Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» Правительству РФ предписано принять меры, предполагающие:
- установление ставки в размере 0 процентов по налогу на прибыль организаций до 31 декабря 2024 года для аккредитованных организаций;
- введение налоговых льгот и преференций для аккредитованных организаций, получающих доходы от распространения (размещения) рекламы или оказания дополнительных услуг с использованием приложений и онлайн-сервисов этих организаций либо доходы, связанные с реализацией, установкой, тестированием и сопровождением отечественных решений в области информационных технологий. При этом конкретной информации о том, какие именно это будут льготы и преференции, Указ не содержит;
- освобождение аккредитованных организаций от налогового контроля, валютного контроля и других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на срок до трех лет.
Указ вступил в силу с 2 марта 2022 года, однако это не означает, что начали действовать и все перечисленные в нем положения. Например, налоговые ставки по налогу на прибыль установлены НК РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок (ст. 53 НК РФ). Поручение при необходимости обеспечить внесение в законодательство РФ содержится в пункте 3 Указа Президента РФ от 02.03.2022 № 83.
При этом согласно законопроекту № 80712-8 [1], уже внесенному на рассмотрение Государственной думы Федерального собрания, предусматриваются поправки в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности, предлагается установить, что плановые проверки в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельности в области информационных технологий, не будут проводиться до 31 декабря 2024 года.
Налоговые изменения
В Государственную думу Федерального собрания РФ внесено сразу несколько законопроектов, предусматривающих изменения в сфере налогообложения (например, проект Федерального закона № 80713-8 «О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» [2]). Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагается в 2022 году наделить Правительство РФ полномочиями издавать нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов, предусматривающие, в частности, в период с 1 января по 31 декабря 2022 года:
- приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля;
- установление дополнительных оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- основания и условия неприменения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- основания и условия неприменения ответственности за непредоставление (несвоевременное предоставление) отчетности в налоговые органы.
- продление сроков:
- уплаты налогов, сборов, страховых взносов;
- уплаты авансовых платежей по региональным и местным налогам;
- предоставления в налоговые органы отчетности;
- направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов.
Принятие и реализация законопроекта, как указано в пояснительной записке, позволит оперативно реагировать на складывающуюся социально-экономическую обстановку, обусловленную недружественными действиями со стороны иностранных государств, вводящих санкционные меры в отношении экономики Российской Федерации.
Нужно учитывать, что после вступления в силу законопроекта Правительство РФ получит право издавать нормативные правовые акты по всем перечисленным вопросам (продление срока уплаты налогов, приостановление мероприятий налогового контроля и др.).
[1] №80712-8 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru)..
[2] №80713-8 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru)..