Сравнительный анализ ГИРБО и ЕФР
18 апреля 2025
После составления бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит размещению на различных интернет-ресурсах. В данном материале мы предлагаем рассмотреть сравнительный анализ двух интернет-ресурсов, а именно: Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности и Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
Наименование ресурса | Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (также — Государственный информационный ресурс, ГИРБО). | Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (также — Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, ЕФР). |
Интернет-адрес ресурса | Представленная экономическим субъектом годовая БФО в течение суток проходит первичный форматно-логический контроль и автоматически размещается на открытом интернет-сервисе (https://bo.nalog.ru). Годовая БФО публикуется в открытом доступе на интернет-сервисе (https://bo.nalog.ru) по мере ее поступления[2]. | Сведения, содержащиеся в Реестре, размещаются в сети «Интернет» по адресу: https://fedresurs.ru/. |
Нормативное регулирование | Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). | Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). |
Определение | Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности — совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — БФО) экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если БФО подлежит обязательному аудиту (ч. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ)[3].
| Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности — федеральный информационный ресурс, который формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных Законом № 129-ФЗ, а также другими федеральными законами. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если иное не установлено Законом № 129-ФЗ (п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). |
Кем формируется и ведется | Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России) (ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ, Письмо Минфина России от 30.09.2020 № 03-01-03/85745[4], Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2022 № ИС-учет-43[5]).
| Формирование и ведение ЕФР осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Оператором ЕФР является юридическое лицо, которое зарегистрировано на территории Российской Федерации, владеет техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение указанного реестра в электронной форме, и определено по результатам конкурса для осуществления данных функций в порядке и в соответствии с критериями, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Порядок проведения конкурса на определение оператора ЕФР устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и должен обеспечивать возможность участия в таком конкурсе всех лиц, соответствующих критериям, которые установлены этим органом (п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). Порядок формирования и ведения ЕФР устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и не должен быть препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к содержащимся в этом реестре сведениям (п. 3 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). |
Документы (сведения), подлежащие представлению, и сроки представления | Экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой БФО в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 3 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). Форматы представления обязательного экземпляра БФО утверждены приказом ФНС России от 13.11.2010 № ММВ-7-1/570@[6]. Документ утрачивает силу с 1 января 2026 года в связи с изданием Приказа ФНС России от 15.11.2024 № ЕД-7-1/1041@[7]. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено другими федеральными законами. В случае исправления экономическим субъектом ошибки экземпляр БФО, в котором ошибка исправлена, представляется в виде электронного документа не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. В случае, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение его БФО и эта отчетность, утвержденная после 31 июля года, следующего за отчетным годом, отличается от БФО, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 статьи 18 Закона № 402-ФЗ, экземпляр БФО, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения указанной отчетности, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). | Сведения, подлежащие раскрытию: а) запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации); а.1) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; б) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации; в) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; г) решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ; д) запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ — или о ликвидации юридического лица; е) запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества; ж) запись об уменьшении или увеличении уставного капитала; з) запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица; з.1) запись о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице; з.2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; и) запись об изменении адреса юридического лица; к) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату; л) сведения о стоимости чистых активов ООО; л.1) сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве); л.2) сведения о БФО и КФО (при наличии) в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой отчетности в средствах массовой информации, с указанием периода, за который составлена БФО (КФО), и даты, по состоянию на которую составлена указанная отчетность, даты составления БФО (КФО), даты утверждения БФО, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение, даты представления БФО в ГИРБО, адреса страницы (сайта), используемого для раскрытия, и даты ее раскрытия, а также в отношении БФО (КФО), подлежащей обязательному аудиту, с указанием наименования аудиторской организации и идентифицирующих аудиторскую организацию данных, даты аудиторского заключения (при непредставлении в ГИРБО — мнение аудиторской организации о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность, за исключением случаев, если указанные сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иных случаев, установленных федеральными законами; м) сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии и т. п.; н) сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения; н.1) сведения об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества; н.2) сведения о выдаче независимой гарантии и т. п.; н.3) сведения о заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора и т. п.; н.4) сведения о продаже предприятия или передаче его в аренду; н.5) уведомление о ликвидации юридического лица; н.6) уведомление о реорганизации юридического лица; н.7) уведомление об уменьшении уставного (складочного) капитала юридического лица; о) сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами (п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). Сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. В случае, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178[8]). |
Доступ к информации | Обеспечивается всем заинтересованным лицам. Правительство РФ вправе определить случаи, в которых доступ к указанной информации может быть ограничен, а также порядок ограничения и возобновления такого доступа. В случаях, определенных Правительством РФ, ограничение или возобновление доступа к такой информации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по заявлению организации, доступ к информации ограничивается или возобновляется. Указанное заявление представляется в ФНС России, по форме, формату и в порядке, которые утверждаются этим органом. Указанная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с настоящей частью, может быть предоставлена исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и ЦБ РФ (ч. 9 ст. 18 Закона № 402-ФЗ, Письмо Минфина России от 15.11.2024 № 07-04-09/113314[9]). | Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых сведения о юридических лицах, указанные в подпунктах (л.2), (н.1), (н.2), (н.3) и (о) не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также лиц, указанные сведения о которых не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 2.1 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). |
Штраф за непредставление | Штраф за нарушение срока представления (непредставление) бухгалтерской отчетности в ФНС для организаций составляет:
| За непредставление или представление недостоверных сведений в ЕФР предусмотрено административное наказание в виде:
Несвоевременное представление сведений влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (ч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ). |
[2] Письмо ФНС России от 20.09.2022 № ЗГ-3-1/10157@ «О публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственном информационном ресурсе».
[3] Согласно изменениям, которые вступают в силу с 1 сентября 2025 года, Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, и аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, а также аудиторских заключений о консолидированной финансовой отчетности, иных документов, составляемых по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в случаях, если консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту либо указанной проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
[4] Письмо Минфина России от 30.09.2020 № 03-01-03/85745 «Об отдельных вопросах, связанных с оптимизацией и совершенствованием процедур и состава отчетности субъектов предпринимательской деятельности».
[5] Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2022 № ИС-учет-43 «Особенности раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и иной информации в 2023 году».
[6] Приказ ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@ «Об утверждении форматов представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности».
[7] Приказ ФНС России от 15.11.2024 № ЕД-7-1/1041@ «Об утверждении форматов представления экземпляров составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности».
[8] Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве».
[9] Письмо Минфина России от 15.11.2024 № 07-04-09/113314 «Об основании для ограничения доступа организации к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности».