Юникон в СМИ:

Нашествие хомяков. Кто и зачем подсаживает детей на игры-кликеры

25 июня 2024

Веселый, подпрыгивающий при каждом прикосновении к экрану смартфона хомяк из игры Hamster Combat ("Битва хомячков") покоряет мир. Аудитория завирусившегося в конце мая приложения уже превысила 150 млн человек. Кто-то сравнивает игру с МММ Сергея Мавроди и муравьиными фермами от Ван Фэна - "пирамидой", которую китайский мошенник организовал в 1999 году. Другие уверены, что игру благословил сам основатель Telegram Павел Дуров, собирающийся превратить мессенджер в полноценный магазин приложений.

Самих игроков эти версии мало волнуют: они всерьез обсуждают, где состоится листинг токенов проекта и сколько денег смогут получить. Беда в том, что никаких серьезных выплат не будет, считают опрошенные РБК Pro эксперты.

Хомячьи бега

Игра Hamster Combat появилась в конце марта. Сегодня ежедневно сотни тысяч детей и подростков нажимают (на сленге "тапают") на картинку с хомячком, появляющуюся после входа в мини-приложение. Один клик добывает в копилку одну виртуальную монету.

Запустить игру можно через специального телеграм-бота. Традиционного приложения в Google Play или в каком-то другом онлайн-магазине у Hamster Combat нет. По сюжету, анимированный хомяк — это директор криптобиржи. С каждой заработанной монетой он становится все богаче и его внешний вид претерпевает все большие изменения. В начале игры перед нами абсолютно голый грызун со сложенными на груди лапками и потухшим взором, но потом у него отрастает шерсть, появляются пиджак, брюки и галстук - из животного он превращается в настоящего бизнесмена.

Ирония в том, что "хомяками" в криптомире называют пассивных и, как правило, неопытных инвесторов, чья стратегия сводится к покупке каких-то "монет" и удержанию в надежде на рост цены. В криптовселенной есть и понятие "брить хомяка", рассказывает основатель рекламного холдинга The Business Pill Игорь Малинин. Оно означает манипуляцию поведением новичков с помощью разных скам-механик. "Хомячков" вначале заводят в проект, прикармливая халявой, а потом бреют, то есть оставляют ни с чем. Мне кажется, Hamster Combat — это чей-то циничный троллинг. Создатели приложения как бы говорят, что их пользователи — это "хомяки". Если их надежды заработать окажутся тщетными, авторы игры наверняка скажут, что с самого начала предупреждали об этом", - отмечает Малинин.

Зарабатывать деньги в игре можно не только "тапанием". Дополнительные монеты получают и за совершение каких-то действий, как правило связанных с продвижением игры. Например, за приглашение друзей, подписку на телеграм-канал проекта, просмотр видео на его YouТube-канале, на который уже подписаны 25 млн человек. В игре есть также "пассивный доход". Чтобы его получить, надо покупать за монеты специальные карточки. Например, за 10 тыс. игровых монет можно купить "фан-токены", которые будут приносить 950 монет в час.

В целом игровая механика направлена на то, чтобы максимально завлечь пользователей, и задействует классические механики компьютерных игр. Пользователи должны заходить в приложение каждый день, иначе их доходы сгорят. Грызун обещает золото Люди увлеченно "тапают" хомяка не только потому, что это азартно. Каждому обещают заработок.

В Сети распространяется информация, что еще до конца июня на криптобиржах Bybit и BingX будет выпущен токен HMSTR. Затем произойдет эйрдроп: приверженные игроки получат эту криптовалюту как награду за активность. В меню при первом запуске игры высвечивается сообщение, что после листинга на бирже для получения токенов можно будет использовать игровые монеты. Но как конкретно, никто не рассказывает. Многие игроки думали, что чем больше будет у них монет, тем выше окажется заработок. Однако в начале июня в телеграм-канале проекта сообщили, что число полученных токенов будет зависеть от размера прибыли, которую игрок получает в час, а также от некоторых других активностей, которые пока не раскрываются. Интересно, что в опубликованном white paper (декларации о предстоящем выпуске токенов) приложения информации об эйрдропе и вовсе нет. Так что ничто не мешает владельцам проекта еще несколько раз поменять условия или и вовсе отменить раздачу слонов. Но игроков эти риски не смущают: они верят, что после листинга токен окажется популярным.

Во время эйрдропа, как правило, раздаются не все выпущенные токены, а лишь часть. Оставшиеся же должны быть куплены криптоинвесторами, которые сделают ставку на их дальнейший рост. Если спрос превысит предложение, HMSTR подорожает и его владельцы, в том числе игроки, смогут заработать, продавая этот токен. Так было во время раздачи другой криптовалюты - Notcoin, выпущенной создателями похожей игры-кликера в Telegram. Ее запустили в начале января, а в середине мая прошел листинг на крупнейших криптобиржах мира - Binance, Bybit, OKX. В самом начале токен проекта стоил $0,37, хотя через несколько минут обвалился до $0,01. Сейчас он стоит почти $0,03, а по рыночной капитализации общая стоимость токенов в июне лишь немного недотягивает до $700 млн. Игроки Notcoin могли получить за 1 тыс. игровых монет один настоящий токен, то есть по нынешнему курсу около 2,5 руб. Конечно, это не миллионы, но наиболее активные смогли заработать несколько сотен долларов. Учитывая, что кликеры рассчитаны в основном на детей и подростков, это заманчиво.

Игроки Hamster Combat, очевидно, рассчитывают на аналогичный сценарий. Хотя их уже сейчас примерно в пять раз больше, чем пользователей Notcoin, что заметно снижает шансы на получение сколько-нибудь заметной прибыли. Такая модель игрового заработка не нова. Точно таким же образом работали и другие ранее появлявшиеся проекты play-and-earn ("играй и зарабатывай"). Например, популярная два года назад игра Stepn, в которой можно было купить виртуальные кроссовки. Их продавали за криптовалюту Solana. После покупки "кроссовок" пользователи получали игровые токены - за реальные прогулки и пробежки на улице. Приложение фиксировало пройденные километры и начисляло доход. После листинга игроки могли получить токены Stepn. Но в мае 2022 года стоимость токенов рухнула на 34% на фоне новостей о блокировках китайских геймеров в связи с запретом властями КНР криптовалюты. Заработать удалось далеко не всем. По словам криптоаналитика Андрея Бархоты, из-за невысокой ликвидности рынка новых криптовалют курс конвертации токена Hamster Combat в рубли после листинга может то и дело скакать - то дешевея, то дорожая сразу в несколько раз. Это заметно снизит возможные доходы игроков.

"Получат ли обычные пользователи хоть какие-то деньги? Неизвестно. А вот разработчики заработают хорошо, как минимум на рекламе", - считает директор по информационным технологиям аудиторско-консалтинговой группы "Юникон" Владимир Здоровило.

Директор по коммуникациям научно-производственного объединения "Варя" Денис Клочков уверен, что, вероятнее всего, проект окажется обычным скамом. "Я как гейм-дизайнер разрабатывал в 2022-2023 годах одну NFT-игру со студией OnlySpace. Из-за падения интереса к криптопроектам мы ее так и не запустили, но понимание этой ниши у меня есть. В игре должна быть живая токеномика, компания не должна забирать прибыль, бóльшую ее часть надо распределять внутри игры. Например, игроки платят за участие в турнирах и на основе этих денег формируется призовой фонд", - отмечает эксперт.

Экономика же Hamster Combat после выпуска токена, вероятно, будет строиться на вложениях новых игроков. Все это может привести к тому, что заработают только те, кто раньше других присоединился к игре. Знакомая схема финансовой пирамиды. Но есть и другие мнения. Начальник аналитического отдела инвестиционной компании "Риком-Траст" Олег Абелев говорит, что, если число пользователей игры продолжит расти, проект может быть масштабирован. Тогда токен будет иметь какую-то ценность и заработать на нем будет возможно. Главный риск, что интерес к токену в какой-то момент иссякнет. "Как только поток денег в токен из вновь привлекаемых средств закончится, делать выплаты действующим участникам станет невозможно", - предупреждает эксперт.

Хайп с минимальными вложениями

В техническом плане Hamster Combat не представляет собой чего-то сложного. Разработчики студии Neti.Mobile рассказали, что такое мини-приложение может создать фрилансер за 150 тыс. руб. Сделать такую игру можно даже за неделю. "Если бы речь шла о полноценной мобильной игре, то в нее пришлось бы вложить $100-200 тыс., - говорит основатель студии разработки компьютерных игр Vengeance Games Константин Сахнов. - Но игра в хомяка гораздо дешевле". Популярность игры была обеспечена яркой маркетинговой кампанией. У "Битвы хомячков" есть сверхраскрученный канал в Telegram с 40 млн подписчиков, где публикуются последние новости. На YouТube-канале выкладываются короткие анимационные ролики, где хомячок популярно объясняет криптовалютные термины.

Согласно опубликованной самой игрой в апреле статистике (последние доступные данные), Hamster Combat особенно популярна в Нигерии, Узбекистане и России. На эти три страны тогда приходилось до 80% всего трафика. По мнению директора по инфлюенс-маркетингу в СНГ маркетингового агентства HypeFactory Анны Пузаковой, успех игры базируется на удачно реализованном "сарафанном радио", когда новые игроки привлекаются с помощью реферальных ссылок от знакомых и друзей. "Люди доверяют другим людям больше, чем рекламе в соцсетях", - объясняет эксперт. Hamster Combat заставляет пользователей не просто находиться в приложении, но и совершать определенные целевые действия, отмечает Игорь Малинин. В результате организаторы проекта получают активную аудиторию, с которой потом можно будет работать.

Домашний питомец Дурова

До сих пор достоверно не известно, кто создал Hamster Combat. Владельцы и разработчики этого проекта стараются сохранить ореол таинственности, возникший вокруг него. Однако издание The Bell (признано в России иноагентом) сообщило со ссылкой на свои источники, что за игрой стоит российский предприниматель Эдуард Гуринович, который основал онлайн-аукцион CarPrice и микрофинансовую компанию CarMoney. Кроме того, над проектом, по данным телеграм-канала "Жаба и гадюка", могла работать кипрская компания Arenum ltd. Один из доменов игры был зарегистрирован на ее почту - ap@arenum.games. Среди акционеров Arenum ltd - все тот же Гуринович, а также предприниматели Александр Зеленщиков и Александр Пасечник. Представитель Гуриновича заявила РБК, что бизнесмен не дает комментарии. Зеленщиков также не ответил на вопрос об участии в проекте. Из данных с его страницы видно, что он занимается программированием с середины 2000-х и начинал как раз с разработки компьютерных игр. Опрошенные РБК разработчики игр Зеленщикова и Пасечника не знают. Однако о компании Arenum слышали - по их словам, она занимается разработкой игр и блокчейн-решений. На рынке Arenum уже несколько лет время от времени компания запускает небольшие трендовые игры. Одной из ее игр, по словам источника, может быть Crowd Runner. В ней пользователи должны управлять сокрушающей противников пушкой. К игре Hamster Combat, по данным The Bell, может иметь отношение и сам основатель Telegram Павел Дуров. Последний якобы собирается превратить мессенджер в аналог Google Play. И игра в хомяка - первый шажок на пути к переменам. "Давайте подумаем, кому выгоден Hamster Kombat помимо его создателей? Конечно же, всем, кто имеет отношение к TON (именно на нем будет выпущен токен игры. - РБК), блокчейну, созданному братьями Дуровыми. Огромное количество людей, ранее далеких от крипты, условных школьников и бабушек, научатся пользоваться кошельком TON и криптобиржами из их экосистемы", - объясняет IT-эксперт, основатель "Digital studio Дани Шеповалова", занимающейся созданием промовидео и спецэффектами, Даниил Шеповалов. Это известный подход, когда крупная блокчейн-платформа, например Ethereum или Solana, становится популярна с помощью развлекательного проекта. "Это может быть мемкоин, яркий DeFi-проект (децентрализованный финансовый сервис. - РБК), как биржа Jupiter, на которой торгуется криптовалюта Solana, или игра-тапалка, понятная каждому", - отмечает Шеповалов. Hamster Kombat, очевидно, выгоден Дурову, уверен Константин Сахнов.

Разговоры, что предприниматель хочет видеть Telegram чем-то большим, нежели просто мессенджер, ходят давно. "На мой взгляд, возможность запускать встраиваемые игры и приложения из Telegram и платить внутренней валютой — это логичное его развитие. Западной аудитории это может показаться новинкой, но посмотрите на южнокорейские мессенджеры Line Messenger и KakaoTalk или китайский Tencent QQ - все популярные азиатские проекты давно движутся в этом направлении", - отмечает Сахнов.

Ряд опрошенных РБК разработчиков отмечают, что на практике превратить Telegram в магазин приложений будет непросто. По мнению мобильного разработчика Алексея Гладкова, скорее всего, эти планы не удастся реализовать из-за определенных правил платформ Android и iOS. Если их нарушать, Telegram заблокируют. "Поэтому Дурову понадобится свой телефон и своя операционная система, чтобы реализовать такой проект. Максимум, что он может сделать, это начать распространять приложения через apk (архивированные файлы для скачивания. - РБК). Но и здесь ему проблем не избежать. В дальнейшем у раздаваемых так приложений могут возникнуть проблемы с безопасностью. Вес самого файла вырастет, у приложения могут перестать работать push-уведомления и т.д.", - заключает эксперт.

Кто бы ни стоял за созданием Hamster Kombat, ясно одно: эта команда, несмотря на весь хайп, хочет остаться в тени. Возможно, это связано с репутационными рисками в случае обвала токена проекта после предстоящего листинга.

Однако фанатов игры возможный провал, судя по растущей аудитории, пока совсем не беспокоит. Возможно, они чувствуют себя первопроходцами. По словам директора по развитию студии разработки мобильных и компьютерных игр Infinite Аrt Solutions Олега Рожнова, в среде программистов игра в хомяка произвела фурор. Сегодня многие разработчики хотят успеть заскочить в уходящий поезд хайпа: спешно создают клоны игры, стараясь за две-три недели сверстать полноценный проект и повторить эволюцию хомяка, из бедного неудачника превратившегося в преуспевающего бизнесмена.

РБК Pro (rbc.ru)