Что изменилось в валютном законодательстве из-за санкций — обзор
18 апреля 2022
Из-за ввода санкций США и рядом европейских стран в отношении РФ были внесены поправки в российское валютное законодательство. Что изменилось, кого это коснулось, а кого нет — поясняет Елена Зиберт (АКГ Юникон).
Статья 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» гласит, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. А статья 3 того же Закона в числе принципов валютного регулирования в РФ устанавливает:
- приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.
Вместе с тем, чтобы защитить национальную экономику и обеспечить стабильность рубля на фоне санкций, российские законодатели приняли ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих особый порядок осуществления валютных операций в сложившихся условиях.
Правовой базой для введения специальных мер служат Федеральные законы:
- от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»;
- от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».
Эти Законы позволяют устанавливать в отношении «недружественных государств» и любых связанных с ними лиц ограничительные меры (например, запрет или установление ограничений на осуществление финансовых операций, внешнеэкономических операций).
Конкретный перечень государств и территорий, совершающих в отношении России, российских юридических и физических лиц недружественные действия, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р. В перечень вошли все государства ― члены Евросоюза, США, Великобритания, Япония и ряд других стран.
Специальные меры в области осуществления внешнеторговых и иных валютных операций
Эти меры установлены:
- Указом Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (с изм. от 31.03.2022) «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»;
- Указом Президента РФ от 18.03.2022 № 126 (с изм. от 31.03.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования»;
- Распорядительными актами Центрального Банка РФ.
Специальные меры в области валютного регулирования и контроля
Таких мер с конца февраля принято достаточно много. Перечислим самые существенные.
- Участники внешнеэкономической деятельности обязаны продавать 80% иностранной валюты, которая поступит от нерезидентов на их счета в уполномоченных банках.
- Установлены лимиты для осуществления предварительной оплаты или авансовых платежей резидентами в пользу нерезидентов. Сумма таких платежей не может превышать 30% от суммы обязательств, предусмотренных по каждому контракту следующего вида:
- оказание нерезидентом услуг;
- выполнение нерезидентом работ;
- передача нерезидентом информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
При этом законодатель установил исключение — лимиты не применяются к договорам, сторонами которого выступают следующие резиденты:
- физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
- российские кредитные организации;
- государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
Лимиты также не применяются к контрактам:
- стоимостью до 15 тыс. долларов США;
- перевозки товаров, оказания иных транспортных услуг, логистики, использования транспортной инфраструктуры;
- предусматривающим оказание нерезидентами резидентам финансовых услуг, в том числе по договорам страхования, перестрахования.
- Нерезиденты — иностранные лица из недружественных стран не вправе приобретать валюту на внутреннем рынке РФ.
- Запрещается предоставлять нерезидентам новые валютные займы и пополнять счета и вклады, открытые за рубежом.
- Запрещен вывоз из России наличной иностранной валюты и (или) денежных инструментов в иностранной валюте в сумме, превышающей эквивалент 10 000 долларов США, рассчитанной по официальному курсу Центрального банка РФ на дату вывоза.
- Установлены пороги по суммам переводов средств за рубеж для физических лиц:
- в течение календарного месяца они вправе перевести за пределы РФ со своего счета в российском банке на свой зарубежный счет или другому физическому лицу за рубежом не более 10 тыс. долларов США (или эквивалентную сумму в другой валюте);
- через компании, оказывающие услуги по переводу денежных средств без открытия счета, можно перевести в месяц не более 5 тыс. долларов США (или эквивалент в другой валюте).
Эти нормы применяются только к резидентам и нерезидентам из стран, не поддерживающих санкции, а также к нерезидентам из всех других государств, если эти лица работают в России по трудовым или гражданско-правовым договорам. Переводы за рубеж с банковских счетов нерезидентов — физических лиц, не работающих в России, из поддерживающих санкции стран, а также со счетов юридических лиц из таких государств приостановлены.
- Введен особый порядок расчетов по кредитам и займам, финансовым инструментам — он предусматривает ограничения на расчеты резидентов с лицами из недружественных государств. Исполнение таких обязательств, выраженных в валюте, будет считаться надлежащим, если оно осуществлено в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте (независимо от того, в какой валюте выражена такая стоимость).
Этот порядок распространяется на обязательства в размере:
- свыше 10 млн рублей в календарный месяц; или
- в размере, превышающем эквивалент этой суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на 1-е число каждого месяца (включая права требования, уступленные лицами из недружественных государств после 1 марта 2022 года).
Центральный банк РФ вправе установить иной порядок исполнения обязательств. Помимо этого, ЦБ РФ и Минфин России могут выдавать разрешения на исполнение обязательств без соблюдения указанного порядка.
В целом меры, принятые государством, являются ответом на санкционные ограничения. Можно констатировать, что все рассмотренные меры в той или иной степени призваны предотвратить серьезное сокращение российских золотовалютных резервов, резких колебаний курса национальной валюты, а также поддержать устойчивость платежного баланса Российской Федерации.
Автор: Елена Зиберт, эксперт аудиторско-консалтинговой группы Юникон