Дело привычки
30 мая 2017
Менеджер должен уметь управлять не только подчиненными, но и собой: сотрудники легко перенимают плохие и хорошие привычки начальства. А значит, повседневное поведение руководителя сильно влияет на работу компании. Бизнес-тренеры говорят, что привычки эффективных управленцев в целом похожи, главное — правильно их внедрить в корпоративную практику.
Привычки управленца сильно влияют на его подчиненных и эффективность компании, считают эксперты. Глава Ericsson, например, после утреннего пробуждения первым делом отвечает на рабочие письма. А основатель Apple для пущей эффективности начинал свой рабочий день в 6 утра. «ДП», опросив некоторых российских менеджеров, составил список самых полезных и самых вредных повседневных привычек из практики тех, кто управляет персоналом.
Улыбка, рукопожатие и память
«Самое главное для управленца — просыпаясь утром, точно знать план на день и основные приоритеты. Иначе в суете можно забыть о главном: в течение дня на руководителя падает до 50% незапланированных дел», — считает Вера Стародубцева, FCCA, глава АССА в России.
Нелли Орлова, основатель InnMind, называет это делом дня. «Переговоры — вечером, утром — стратегия, — объясняет она. — Каждое утро мы с партнерами выбираем для себя дело дня — то, что принесет максимальный эффект для бизнеса. Это помогает держать стратегические направления в приоритете. А встречи, скайпы, созвоны и переписка с клиентами — только во второй половине дня, когда мозг уже устал генерировать идеи».
Главное — четко формулировать дело дня не только для себя, но и для подчиненных — чтобы в курсе были все, добавляют бизнес-тренеры. Это можно сделать сразу после утреннего «обхода», приветствие шефа — полезный ритуал для поднятия духа команды, уверяют психологи. Так коллектив легче воспринимает новые задачи.
«Для управленца очень полезно здороваться каждое утро с максимумом подчиненных. Если нет возможности сделать это лично — постарайтесь выйти в скайп», — говорит Сергей Пархоменко, управляющий партнер агентства «Идеи&Решения». Он подчеркивает: для россиян, по эмоциональной шкале находящихся в ряду латиноамериканцев и итальянцев, такой контакт очень важен.
Обычно руководители отгораживаются от линейного менеджмента, сокращая до минимума любые коммуникации. Опытные бизнес-тренеры предупреждают: такое поведение приводит к непониманию атмосферы, в которой работают сотрудники, и невозможности оптимально организовать работу инструментов мотивации персонала. Поэтому Мария Шиповалова, директор по персоналу FM Logistic, призывает менеджеров лично знать как можно больше сотрудников своей компании, а не только пять-шесть ключевых сотрудников.
Михаил Умаров, генеральный директор Comunica, так формулирует три привычки эффективного управленца: спрашивать и слушать подчиненных, помнить о личном (дни рождения и большие события в жизни коллег), регулярно встречаться вживую.
«Участвуя в ритуалах (рукопожатия, награждения, встречи с отличившимися), важно переводить их на поддержку ценностей компании», — уточняет директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов. Иначе ритуалы быстро потеряют вес.
На практике
Сергей Тиунов, управляющий партнер BDO Unicon Outsourcing, делится своей главной привычкой — время от времени приглашать на обед коллег из других подразделений, партнеров и клиентов. «Я не преследую никаких заранее сформулированных целей. Но возможность обменяться мнениями и информацией в неформальной обстановке очень ценна: в дальнейшем из этих обедов часто вырастают новые проекты», — объясняет он важность этого приема.
Директор по развитию сети фитнес-клубов World Gym в России Ольга Киселева совмещает совещания с ежедневными тренировками. «Я, например, часто провожу скайп-конференциина беговой дорожке. Очень удобно: 40 минут совещания — решена масса вопросов, 5 км пройдено — минус 300 ккал. А на вело тренажере удобно отвечать на письма в почте», — говорит она.
Начальник отдела маркетинга ЗАО «БФА-Девелопмент» Яна Булмистре делится такой привычкой, которая стала общей и для ее сотрудников: обеденное время посвящать физическим нагрузкам в компании сотрудников — бегу и фитнесу.
Заместитель генерального директора по персоналу концерна «Русэлпром» Ольга Митрофанова сделала своей привычкой читать хотя бы по 20 минут в день профессиональную литературу.
А Сергей Мясоедов советует менеджерам добавлять в свое офисное поведение «чуть-чуть эксцентрики и чудачества». Это, считает он, делает руководителя более человечным в глазах команды.
Плохие привычки
Важно не только знать, что полезно делать для повышения боевого духа команды и собственной эффективности, говорит психолог и бизнес-тренер Владимир Кален, важно еще и перестать делать то, что снижает эти показатели, в первую очередь — перестать указывать на ошибки и недочеты сотрудников. «Большинство сотрудников ждут от руководства качественной обратной связи по своим задачам. Подскажите ему, в каком направлении двигаться, поинтересуйтесь, что теперь сделает сотрудник, чтобы исправить или улучшить результат», — уточняет бизнес-тренер.
Среди плохих привычек — безразличие к подчиненным и отсутствие доверия к ним. «Это убивает коллектив, — говорит Вера Стародубцева. — Поэтому интересуйтесь делами своих подчиненных, помните про микроменеджмент и тотальный контроль».
«К вредным привычкам руководителя можно отнести закрытость информации и излишнюю формализацию отношений в коллективе, — рассказывает Валентин Островский. — Практика показывает, что больших результатов добиваются команды, в которых развито неформальное общение, подталкивающее на взаимопомощь друг другу».
Главное, предупреждает Альберт Мицевич, руководитель отдела по работе с персоналом МФК «Честное слово», — не допустить панибратства, из-за которого сотрудники быстро становятся неконтролируемыми.
Примерить на себя
Бизнес-тренеры предупреждают: заимствовать у эффективных лидеров их привычки просто так нельзя. Любая привычка руководителя, полезная для компании, должна быть уместной, функциональной и естественной, говорит психолог Михаил Казанцев. Уместность привычки означает ее соответствие корпоративной культуре компании.
«Любая, самая прекрасная привычка, которая входит в противоречие с существующей культурой компании, создает поле двусмысленности и формирует негативный моральный климат в коллективе — своего рода корпоративную шизофрению, когда ключевые правила игры противоречат друг другу», — объясняет психолог.
Функциональность привычки — это ее способность работать на благо компании, а ее естественность — полное соответствие системе убеждений и ценностей руководителя, темпераменту и стилю работы. Нет ничего хуже позитивных привычек, которые смотрятся искусственно, предупреждает психолог: персонал не будет верить своему шефу и будет считать его фальшивым манипулятором.
Кроме того, уточняет специалист, это вредно и самому управленцу: вызывает хроническую усталость, повышает вероятность профессионального выгорания и эмоциональных срывов. И тут же влияет на его подчиненных и компанию в целом. Рыба, как известно, гниет с головы.
Анастасия Жигач