Юникон в СМИ:
WSJ: зарубежные компании продолжают поставки в Россию, не ограничиваясь только необходимыми товарами
23 марта 2022
Эксперты отмечают, что процесс ухода компаний с рынка может быть очень протяжен во времени, и при этом сами компании заняли выжидательную позицию, не желая покидать рынок.
Зарубежные компании, похоже, расширяют понятие «необходимые товары» для России. Газета Wall Street Journal замечает, что PepsiCo, Procter&Gamble, Unilever продолжают заполнять своей продукцией полки российских магазинов, несмотря на обещания ограничить продажи самыми необходимыми товарами.
Например, в России до сих пор продаются картофельные чипсы Lay’s, бритвы Gillette, ароматы для дома Air Wick и мороженое, детская косметика — например, детские блески для губ — и очищающие средства для лица, которые принадлежат брендам этих концернов.
Но это неудивительно: сам процесс ухода компаний с рынка происходит не молниеносно. Нужно юридически оформить расторжение договоров с сотрудниками и поставщиками, распродать остатки. Этот процесс занимает недели, месяцы, иногда даже годы, подчеркивает гендиректор информационного агентства InfoLine Иван Федяков: «Даже в том случае, если компания PepsiCo, Coca-Cola или какая-то другая полностью закончит свою работу, ну какое-то время еще на складах дистрибьюторов, на складах у торговых сетей будет оставаться часть продукции, которая будет еще в течение какого-то периода времени распродаваться. В моем понимании, конечно, эти компании ни в коем случае не хотят уходить из России, ведь их насильно никто сюда не заставлял приходить. Деятельность в России они вели с достаточной прибылью. Я напомню, что компания PepsiCo в России — компания номер один по производству питания и напитков, не среди иностранных компаний, а среди всех российских компаний в том числе. Эта компания генерирует сотни миллиардов рублей выручки в России, имеет здесь заводы, целый портфель брендов, не только всем известных Pepsi или Lay’s, но также „Вимм-Билль-Данн“, бренды соков и так далее. То есть это достаточно разветвленный бизнес в России, и вот эту большую сеть работы, которая выстраивалась годами, свернуть за несколько дней просто не представляется возможным. Для PepsiCo, для других компаний российский бизнес является важной частью, но не доминирующей в их объеме выручки, поэтому они скорее захотят остаться с выручкой в Европе, нежели бороться за несколько процентов выручки в России в глобальном смысле».
По словам эксперта, многие иностранные компании надеются, что конфликт все-таки в скором времени удастся решить дипломатическим путем. И часть бизнеса удастся сохранить и продолжить работу в России, пусть и на других условиях — возможно, на совместных предприятиях.
Компании Procter&Gamble и Unilever еще 8 марта заявили, что приостанавливают инвестиции и рекламную активность в России, оставят на рынке только «продукты базовой гигиены». На следующий день PepsiCo сообщила о прекращении рекламной деятельности и продажи напитков в России, в частности, Pepsi-Cola, 7Up и Mirinda. Но, согласно релизу, PepsiCo «имеет обязанность» продолжить продавать в России молоко и детское питание.
В списке товаров первой необходимости, за исключением продовольственных, всего 23 позиции. Перечень утвержден Минпромторгом. Ароматов для дома и детской декоративной косметики в нем, конечно, нет.
Комментирует Елена Хромова, партнер Юникон АО, которая занимается аудитом:
Швейцарский концерн Nestle сегодня заявил, что уводит из России бренды KitKat и Nesquik. В середине марта компания сообщала, что прекратила поставки Nespresso и S. Pellegrino. Тогда же в Nestle говорили, что продолжат импортировать в Россию социально значимую продукцию, в том числе детское питание, корма для домашних животных.
Business FM
Зарубежные компании, похоже, расширяют понятие «необходимые товары» для России. Газета Wall Street Journal замечает, что PepsiCo, Procter&Gamble, Unilever продолжают заполнять своей продукцией полки российских магазинов, несмотря на обещания ограничить продажи самыми необходимыми товарами.
Например, в России до сих пор продаются картофельные чипсы Lay’s, бритвы Gillette, ароматы для дома Air Wick и мороженое, детская косметика — например, детские блески для губ — и очищающие средства для лица, которые принадлежат брендам этих концернов.
Но это неудивительно: сам процесс ухода компаний с рынка происходит не молниеносно. Нужно юридически оформить расторжение договоров с сотрудниками и поставщиками, распродать остатки. Этот процесс занимает недели, месяцы, иногда даже годы, подчеркивает гендиректор информационного агентства InfoLine Иван Федяков: «Даже в том случае, если компания PepsiCo, Coca-Cola или какая-то другая полностью закончит свою работу, ну какое-то время еще на складах дистрибьюторов, на складах у торговых сетей будет оставаться часть продукции, которая будет еще в течение какого-то периода времени распродаваться. В моем понимании, конечно, эти компании ни в коем случае не хотят уходить из России, ведь их насильно никто сюда не заставлял приходить. Деятельность в России они вели с достаточной прибылью. Я напомню, что компания PepsiCo в России — компания номер один по производству питания и напитков, не среди иностранных компаний, а среди всех российских компаний в том числе. Эта компания генерирует сотни миллиардов рублей выручки в России, имеет здесь заводы, целый портфель брендов, не только всем известных Pepsi или Lay’s, но также „Вимм-Билль-Данн“, бренды соков и так далее. То есть это достаточно разветвленный бизнес в России, и вот эту большую сеть работы, которая выстраивалась годами, свернуть за несколько дней просто не представляется возможным. Для PepsiCo, для других компаний российский бизнес является важной частью, но не доминирующей в их объеме выручки, поэтому они скорее захотят остаться с выручкой в Европе, нежели бороться за несколько процентов выручки в России в глобальном смысле».
По словам эксперта, многие иностранные компании надеются, что конфликт все-таки в скором времени удастся решить дипломатическим путем. И часть бизнеса удастся сохранить и продолжить работу в России, пусть и на других условиях — возможно, на совместных предприятиях.
Компании Procter&Gamble и Unilever еще 8 марта заявили, что приостанавливают инвестиции и рекламную активность в России, оставят на рынке только «продукты базовой гигиены». На следующий день PepsiCo сообщила о прекращении рекламной деятельности и продажи напитков в России, в частности, Pepsi-Cola, 7Up и Mirinda. Но, согласно релизу, PepsiCo «имеет обязанность» продолжить продавать в России молоко и детское питание.
В списке товаров первой необходимости, за исключением продовольственных, всего 23 позиции. Перечень утвержден Минпромторгом. Ароматов для дома и детской декоративной косметики в нем, конечно, нет.
Комментирует Елена Хромова, партнер Юникон АО, которая занимается аудитом:
«Понятно, нормальное поведение компаний, когда им, возможно, действительно не хочется резко уходить с российского рынка. С другой стороны, заявления сделаны, мне сложно прокомментировать намерения и дальнейшие действия компаний. Я думаю, что ближайшее будущее покажет, что это было, и мы поймем, в каких объемах они сохранят свое присутствие на российском рынке, и насколько их слова и заявления будут соответствовать или расходиться с реальными действиями. Есть список товаров первой необходимости, но это все-таки достаточно сокращенный лист, по большому счету он может быть формализован как-то по-другому внутри компании, потому что есть какие-то товары, в том числе бытовая химия, которые могут в список товаров первой необходимости не входить, тем не менее играть существенную роль в повседневном быте домохозяйств, и здесь компании, возможно, могут скорректировать свои позиции».
Швейцарский концерн Nestle сегодня заявил, что уводит из России бренды KitKat и Nesquik. В середине марта компания сообщала, что прекратила поставки Nespresso и S. Pellegrino. Тогда же в Nestle говорили, что продолжат импортировать в Россию социально значимую продукцию, в том числе детское питание, корма для домашних животных.
Business FM